Консультант Александр Васильевич Борисюк

Александр Васильевич Борисюк

Контраварийная подготовка


Консультант в данный момент не проводит приём вопросов.

История консультаций пользователя «Игорь»

Доброго времени суток!
Такая ситуация. Стаж безаварийного ежедневного вождения 6 лет. Недавно попал в ДТП. В темное время суток в зоне видимости пешеходного перехода, метрах в 40 от него совершил наезд на пешехода, в нетрезвом состоянии перебегавшего дорогу. Скорость была около 40 км/ч, только отъехал от парковки, ждал пока машина допрогреется, ну и участок темный без фонарей, сложный, с плохим обзором.

Итог: ушибы, но месяц в больнице, поэтому средняя тяжесть. По суду я виноват, административка, штраф.

Но вопрос, собственно в следующем. При возникновении внештатной ситуации, даже зная, что надо продолжать ехать прямо, рефлекторно выкрутил руль. Считаю себя по жизни внимательным водителем, дорожную ситуацию привык контролировать вдаль. Но после этого случая чуть не мания преследования развилась — кажется, что из кустов, из-за припаркованных машин кто-нибудь из ниоткуда выскочит.

Как научиться в подобных ситуациях держать руль прямо. И если есть техники — как обрулить, то как их освоить и использовать так, чтобы не навредить себе (с точки зрения схемы ДТП), если не получится сманеврировать удачно.

Спасибо, что дочитали!

Здравствуйте, Игорь.
В Вашем письме мы обнаружили как минимум два вопроса (или две проблемы). Поскольку наша с вами переписка публична, т. е. её могут прочитать разные люди, позволим себе осветить эти вопросы чуть шире, тем более, что с подобными проблемами так или иначе сталкивается каждый водитель.

На первый вопрос отвечает наш ведущий преподаватель по программе «Защитное вождение» Вячеслав Борисюк.

Защити себя на дороге.

Довольно часто водители используют цифры для того, чтобы описать то или иное происшествие. И если 20-30-40 км/ч звучит как маленькая скорость, то так ли это на самом деле? По статистике, большинство аварий (в том числе с летальным исходом) происходят на скоростях от 30–50 км/ч.

И, казалось бы, скорость небольшая, но это только на первый взгляд. Например, при скорости в 50 км/ч инерционная масса среднего человека составляет около 3 000 кг. И тут уже цифры более серьезные.

Как можно обезопасить себя на любой дороге, при любых обстоятельствах? Есть несколько приемов проверить, насколько правильно вы выбрали скоростной режим. Прежде всего, при выборе скорости необходимо учитывать окружающие условия (снег, сумерки, ливень, плотный трафик, самочувствие и т. д.). К примеру, сейчас ночь, а ограничение скоростного режима на данном участке дороги 60 км/ч. И водители часто двигаются со скоростью 60 км/ч или 79 км/ч, ошибочно думая, что не нарушают правила безопасности.

Но при выборе скорости нужно определить, насколько далеко просматривается дорога. По этим параметрам и выбирается скорость. Для того, чтобы водитель смог остановить автомобиль в пределах видимости дороги, к примеру, скорость движения теперь стала 38 км/ч. Далее, обращаем внимание, по какому участку мы двигаемся и насколько он «наполнен» потенциальными опасностями.

Приведу для наглядности реальный пример. Двигаюсь по ул. Бородинская (одностороннее движение) ночью. Первое, что принимаю во внимание — это время суток, которое сказывается на моей «функциональности». Попросту, я хочу спать. Далее, смотрю по сторонам и — как можно дальше вперед. Вижу, что по обочинам припаркованы автомобили, которые закрывают обзор прилегающих территорий, один за одним выезды с придворовых территорий, пешеходные переходы, густонаселенный район. Принимая во внимание все эти обстоятельства, сбрасываю скорость примерно до 30 км/ч. Теперь, что бы ни произошло на моем пути, любая неожиданность — я готов к ней. И это — благодаря тому, что был произведен анализ потенциальных опасностей, взвешены физиологические возможности и возможности моего автомобиля, выбрана верная скорость исходя из этих параметров.

Более подробно эту тему мы раскрываем в нашем курсе «Защитное вождение», где водители в течение 1 дня обучаются прогнозировать опасные ситуации на дорогах и вовсе в них не попадать. Как сформировать безопасное пространство вокруг своего автомобиля, как безопасно управлять автомобилем при любых обстоятельствах, вне зависимости от действий других водителей?

Все это возможно! Любая дорога может быть безопасной!

Следующий Ваш вопрос разрешите перефразировать так: «Как научиться технико-тактической грамотности и приёмам высшего водительского мастерства?»

Путь к мастерству.

В критических ситуациях, при остром дефиците времени на первом плане среди двигательных реакций присутствуют инстинкты и рефлексы.

Инстинкты, в частности — инстинкт самосохранения,— «штука» врождённая и с мозгами никак не связана, в том смысле, что повлиять на него мы никак не можем. А вот с рефлексами можно и нужно работать. Но и здесь всё не так просто. В сложных, тем более опасных ситуациях часто инстинкты и рефлексы заставляют водителя делать всё с точностью до наоборот!

Это как раз то, о чём Вы пишите: когда руки рефлекторно пытаются увести автомобиль в сторону, а требуется удерживать управляемые колёса в прямом положении, либо вообще выполнить рывковое руление в сторону препятствия, это когда нога судорожно жмёт на тормоз, а следовало бы добавить «газ» и т. д., и т. п.

Как научиться? Путь один: знания — умения — навыки.

В психологии есть такой термин «замещение». Это значит, что просто взять и убрать, «выключить» неправильный рефлекс — невозможно. Но его можно заместить правильным.

Что значит «правильный рефлекс»? Это алгоритм контраварийных действий, доведённый до автоматизма. Добиться этого можно только одним путём — путём многократного повторения. Эти и многие другие задачи хорошо раскрываются и решаются на наших курсах «Контраварийной подготовки».

И вам спасибо, что дочитали!