Елена Владимировна Романова

Психотерапевт

  • Стаж работы 25 лет

Консультант в данный момент не проводит приём вопросов.

История консультаций пользователя «Татьяна Борисовна»

Добрый день, Елена Владимировна! В нашей семье проблема: я — бабушка, мой внук, ему 11 лет, учится в пятом классе. У него совсем нет желания учиться, абсолютно равнодушен к школе, его не интересуют его оценки, нет никакого стремления в учебе. Так отличный ребенок, пока отношения не касаются уроков, может заниматься приготовлением еды, может часами сидеть с конструктором, но как дело доходит до уроков, его как подменяют, становится раздраженным, злым, просто ужас какой-то.

Память у него плохая, совсем не хочет читать книги, всячески пытались его заинтересовывать, он может пообещать, но не сделать. Дома в основном смотрит телевизор и сидит за компьютером, отнимать у него всё это тоже боимся, вдруг еще будет хуже? Подскажите пожалуйста, как нам поступать в данной ситуации? Как исправить такое тяжелое положение? Буду рада Вашему ответу, жду с нетерпением.

Здравствуйте. Ваши вопросы перекликаются с вопросами Инессы (от 03.12.2012). Поэтому убедительно прошу: сначала прочтите мой ответ Инессе.

Продолжу.

Если есть поводы опасаться о состоянии развития познавательных и волевых (регулирующих) функций: плохое внимание, память, не может сосредоточиться, быстро истощается внимание, не может быстро переключиться с одной деятельности на другую и прочее, иногда имеет смысл провести психологическую диагностику особенностей психического развития ребенка (или диагностику интеллекта, или IQ). Это сделает психолог, работающий с необходимыми тестами (в частности, известный тест Векслера).

Для чего это сделать? Согласитесь, не логично заставлять ребенка делать то, что он не может сделать по состоянию здоровья, и сколько бы вы ни призывали его быть внимательным, усидчивым, учить стихи и т. д., ваши усилия будут безуспешны и лишь угнетать ребенка да усугублять и без того напряженную обстановку дома. Зато если знать, что конкретно изменено, можно, например, подобрать специальные задания для тренировки внимания (или памяти, или др. ), которые помогут ему снять проблему рассеянности. А при необходимости помочь ему медикаментозно.

Как заинтересовать учебой? Знаете, был папа, который пообещал — честно и искренне так пообещал — если ребенок-первоклассник будет учиться на «хорошо» и «отлично» и хорошо окончит школу, то после школьного выпускного получит в подарок … машину. И как вы думаете, сработало? Стимул-то — лучше не бывает… Ничего подобного: не учился он хорошо (с чем, собственно, и обратились на консультацию). Даже самый желанный подарок через 10 лет будет бессмысленен и лишен ценности для ребенка (да и любого взрослого). Ценность будет иметь то, что реально. И работать будет только индивидуально значимый для ребенка стимул (цель). Спросите детей, чего им хотелось бы? Расскажите, чего хотелось бы вам? Заключите договор (в том числе не поленитесь, пропишите на бумаге условия договора), как вам найти компромисс и получить ему — свое, а вам — свое. (Кстати, похожий принцип наглядно демонстрировали в программах «Дикие дети» и «Няня спешит на помощь», какое-то время назад показывали ее выпуски на паре ТВ-каналов, поищите в Интернете эти выпуски). А дальше — только взаимовыгодное партнерское общение….

И снова возвращаю к ответу Инессе, прочтите, пожалуйста.

Если не получается договориться дома самостоятельно, можно обратиться за помощью к специалисту, и уже вместе разобраться, что происходит и почему не получается конструктивный диалог с ребенком.