Консультант Ольга Владимировна Макарова

Ольга Владимировна Макарова

Психолог

  • Стаж работы 32 года
  • Контакты

    Телефон: +7 914 790-89-12
    Сайт: fatumlab.ru

История консультаций пользователя «Екатерина»

Здравствуйте, Ольга. Помогите советом. У меня нет детей своих, но почти все 6 лет у меня живет сын моей сестры. В связи с неудачным браком ребенок все время проводил у меня, занимаюсь, развиваем и т. д тоже я. Ребенок сестру называет мамой, но таковой не воспринимает. А со мной наоборот: называет Катей, но относится как к маме, ему важны мои слова и поступки. Но проблема не в этом. В этом году идем в первый класс. Сейчас вожу его на подготовительные уроки при школе, там задают домашние работы. Раньше, когда мы с ним занимались, он спокойно делал все, что просят. А сейчас, если он не хочет заниматься уроками или ему какая-либо тема не интересна — он замолкает. Он может молчать час, два молчать. Один раз заставила его сидеть, пока не перескажет текст, он полдня просидел (и плакал, и причитал, и чем только ни занимался, но не отвечал). Только когда уже все начали собираться спать, он быстренько все пересказал и довольный лег спать. Что за протест молчания с его стороны я не понимаю, и как заставит его делать то. что нужно, а не то, что хочет, тоже не знаю. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Катя! Соглашусь, первый класс — новый этап в жизни ребенка, очень ответственный. Волнуются взрослые: как он себя покажет в учебе, справится ли? Для некоторых взрослых это вопрос престижа, гордости за себя и «своего», это как победа любимого скакуна в заезде, но… Ребенок — это живой человек, впервые приступающий к новому делу в жизни. Да еще такому сложному, как обучение, требующему огромного напряжения психики, мозга… Накануне первого класса нужен очень серьезный разговор… нет, не с ребенком — он пока еще не знает, что его ожидает, да и не нужно пугать сложностями и ответственностью излишне. Нужен серьезный разговор со взрослыми.

Давайте по-порядку. Малыш пошел в подготовительный класс и уже получает домашние задания (чего не делают даже в первом классе), то есть учитель хотела бы увеличить за счет них нагрузку. Все ли дети выдерживают такую нагрузку? Почти уверена, что не все. Но рядом есть мамы, папы, которые заставят, поднадавят. Вот это самое опасное, то есть непомерной нагрузкой отобьют желание учиться. Кому нравится непосильный труд? Если не получается? А в первый раз все делать, ох как трудно, только взрослые об этом забывают.

Вывод один: нагрузка должна быть соразмерна для каждого ребенка. Для вашего мальчика 15 минут напряжения довольно. Постепенно можно ее увеличивать. Теперь важный момент: любой навык человека предполагает развитость определенных участков нашего мозга. Иначе говоря, если эта самая развитость не столь велика, то мы испытываем трудности в тех или иных задачах: написать, нарисовать, запомнить и т. д. Наконец, нитку в иголку вдеть. Да, есть средний уровень, есть средние требования. Но каждая мама знает, что в чем-то ее ребенку сложнее, чем другим детям. И тут стоит быть особенно находчивой и понимающей. Простым нажимом ничего не решить. Важно усвоить: малышу трудно дается то-то и то-то. Нужна помощь специалиста, например, чтобы понять, как найти подход к ребенку. Но нельзя просто давить и требовать. Следите за утомляемостью (когда исчезает интерес) — появляется рассеянность, так мозг сигнализирует о перенапряжении и усталости. Задание можно откладывать, искать методические подходы, раз уж ребенку что-либо выполнить сложно.

Малышу сложно дается пересказ, значит, нужно искать подходы в этом направлении. Может быть, недостаточно развита речь, память, сложно концентрировать внимание? А, может быть, сложно воспроизводить текст? Стеснение, боязнь? А если он так сопротивляется давлению? Ему уже не нравится такая учеба. Причин может быть много.

Вы описали мучения мальчика. Он и плакал, причитал, шло время, огромное количество времени. Стоп, головой стену не пробить. Нужно искать инструментарий. Его молчание уже стало привычной реакцией на фрустрацию, на то, что снова будут донимать неприятным делом. Это все ведет к потере интереса и блокирует навык обучения.

Катя, нужно больше терпения, уберите любое насилие. Длительность длиною в день таких занятий для ребенка почти невыносима. Здесь есть и другие проблемы. Но все сложно описать в письме. Пожалуйста, во избежание серьезных проблем у мальчика с обучением в дальнейшем — обратитесь ко мне до моей поездки, то есть в течение апреля.

Удачи вам, всего самого доброго, Ольга Владимировна Макарова.