Консультант Татьяна Николаевна Кацура

Татьяна Николаевна Кацура

Психолог


Консультант в данный момент не проводит приём вопросов.

История консультаций пользователя «Татьяна»

Здравствуйте Татьяна Николаевна, большое спасибо за совет и поддержку.
Здравствуйте, Татьяна. Желаю Вам удовольствия и счастья от общения с сыном.

Здравствуйте.

Я одна воспитываю сына. С раннего детства заметила, что мой ребенок с трудом идет на контакт с ровесниками. Сейчас ему 8 лет (учится во 2 классе), я понимаю, что он очень не уверен в себе. Если к нему первым подойдет другой ребенок, то он с удовольствием общается, но сам никогда первым не подходит. Он очень боится ошибиться и оказаться «в луже», боится быть смешным и поэтому избегает участвовать в соревнованиях, конкурсах, в любых мероприятиях, где его могут сравнивать с другими детьми. Он отказывается ходить в спортивные секции, из-за страха быть хуже других.

В школу он всегда берет с собой планшет, потому, что он помогает ему сблизиться с ребятами, если он забудет планшет дома, то с ним начинается паника.

У него есть друг, которому 11 лет и мой ребенок во всем его копирует и подражает ему: в хорошем и в плохом.

Считаю, что со мной он откровенен и когда мы разговариваем, он признается в своих страхах. При этом я всегда пытаюсь говорить в общем, не переводя проблему на него, боясь усугубить положение. Всегда стараюсь его приободрить, говоря, что у него все хорошо получается, объясняю, что в ошибках нет ничего страшного, наоборот, без ошибок невозможно научиться чему либо.

Недавно учитель в школе пожаловался, что он стал врать, грубить учителям, ругается матом. Причем дома я от него никогда не слышала мата, наоборот, я слышала, как он одергивал своего друга, когда тот ругался матом. Я понимаю, что все это происходит из-за того, что он хочет придать себе значимости перед одноклассниками. Что-то вроде бравады. Как я могу помочь ему приобрести уверенность в себе?

Здравствуйте Татьяна.

Вы можете применить разные способы:

Подружитесь с соседскими детьми, (возможно помладше) приглашайте в гости и играйте с ними. Играйте не в соревновательные игры, а в ролевые (путешествия, стройка…). Сыграете пару-тройку раз, а дальше они сами.

«стараюсь его приободрить, говоря, что у него все хорошо получается»

Перенесите акцент с результата — все хорошо получается на процесс

  1. Он Вам не верит, он-то знает, что не все у него хорошо получается.
  2. Вы теряете его доверие.
  3. Эта поддержка не делает его увереннее, на нее нельзя опереться. )

Рассказывайте конкретно, что именно он сделал:

Я видела, как тебе было трудно, ты пробовал по-разному прикрепить эту деталь, ты менял детали, и потом нашел решение!

Я знаю, как ты не хотел садиться за уроки, но все же ты выключил и сделал…!

Ищите под микроскопом малейшие поводы для того, чтобы рассказать сыну о том, что он: быстро заправил кровать, убрал все со стола, на полку убрал свою вещь…трудился настойчиво, преодолел и получилось.

Даже если Вы просто будете замечать и описывать ему как аккуратно он сложил карандаши — с этими словами он согласится. Не обращайте внимания на остальной бардак на его столе.

Каждый день, много раз находите что-то, что можно отметить, причем не словами: Молодец, а описанием его действий. И ребенок будет делать вывод, что у него что-то получается не от того, что он умница, а от того, что он делал.

Видя, что от него не требуется совершенство во всем (в уборке, уроках…), ребенку будет легче принимать свои ошибки.

Старайтесь по возможности вообще не замечать его ошибки, так, как Вы не замечали бы, если бы их сделала Ваша подруга или начальник. И, если бы Вы начали с ними говорить об этом, Вы, конечно же не объясняли им, что им надо учиться на своих ошибках. Просто будьте деликатнее и не делайте из каждого промаха воспитательный и учебный момент.

И подумайте о своих ожиданиях по поводу сына.

«он признается в своих страхах. При этом я всегда пытаюсь говорить в общем, не переводя проблему на него, боясь усугубить положение. «

Будьте с ним честнее и искреннее. Так и говорите, как чувствуете: что Вы очень любите его и беспокоитесь, что хотите, чтобы у него все получалось так, как он хочет. Что Вы очень хотите помочь ему, но не знаете как…

Рассказывайте ему о своих трудностях, советуйтесь с ним. Но не советуйте ему, если не спрашивает. Разговаривая впрямую о Ваших и его проблемах, ребенок будет понимать, что об этом можно говорить, мама не боится и не падает в обморок от ужаса (а, даже, если и боится, то говорит, что я не знаю и боюсь неправильно сказать… А, значит, даже боясь и не зная, она действует. ) Ему будет легче, уже от того, что об этом можно спокойно говорить, с этим можно жить, это нормально.

Важно, Вам постараться меньше тревожиться, он это почувствует и будет сам относиться к своим неудачам спокойнее.

Эти действия облегчат ситуацию, и Ваш сын будет увереннее, начнут появляться друзья. Если это не произойдет, обязательно обратитесь к психологу.