Консультант Лариса Игоревна Грабовенко

Лариса Игоревна Грабовенко

Педагог-психолог, Профориентация

  • Стаж работы 19 лет

Консультант в данный момент не проводит приём вопросов.

История консультаций пользователя «Наталья»

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, верно ли мы — родители, поступаем.

Сыну 11 лет. С детства стараемся помочь найти ему свои интересы в жизни. Попробовать как можно больше разноплановой деятельности, через занятия, мастер-классы, ну, и дома конечно.

Но переживаю, не навредит ли такое перебирание занятий в формировании характера?

Танцы — видно, что не его, отвлекался, делал абы как.

Занимался бисероплетением, потом стало жалко на него тратить время.

Кик-боксинг — ходил с удовольствием, но спарринг не любит, так как не любит бить, хотя и побеждал, и проигрывал — всего в норме. Как тренер сменился — был повод уйти.

Сам выбрал плавание — ходит с удовольствием, но для себя. К планке соревнований, скорости не тянется. Плавает, улучшает результаты, но без фанатизма.

ИЗО — ходил в кружок с удовольствием, там можно было самому выбирать рисунок в рамках темы. Сам поступил в художественную школу. Отучился полтора года — переехали в другой город, сразу бросил, так как ему нравится графика, построение. А акварель не любит и рисовать сказочки не хочет, а времени эти предметы занимают много.

Дома занимается конструированием, с удовольствием изучает рецепты и готовит, на новом месте записался на баскетбол и стрельбу из лука.

Занимается 1–2 года. В середине не даем бросать, настаиваем, чтобы доучился год, а летом решил — будет продолжать или выбирает что-то еще. По возможности говорим искать самому, решать как будет добираться и успевать с уроками.

Хорошо такое прыганье или стоит настаивать, чтобы занялся делом по интересу и довел мастерство до совершенства?

Или пусть школа будет «вынужденным» формированием характера, а внеурочная деятельность разной? Ведь если на одном зациклиться, то и не поймешь — может, что-то еще в жизни нравится больше?

Здравствуйте, Наталья!
Очень здорово, что Вы помогаете сыну самостоятельно найти себя и прилагаете силы к формированию его характера, поступаете верно. Главное, не сбиться с ориентиров ценностей воспитания.

Действительно, школа является социальным «институтом» воспитания личности — это в идеале. Однако, современная классно-урочная система, в основном, направлена на преподавание предметов, а не на развитие и воспитание личности и индивидуальный подход к ребенку не всегда возможен. Классные часы, культурно-массовые мероприятия в школе помогают воспитывать детей, но количество внеклассных часов по сравнению с учебными очень мало. Поэтому, главная роль в воспитании, по-прежнему, остается в семье, когда Вы можете постоянно общаться с ребенком, наблюдать за ним, знаете его достоинства и слабые стороны, можете корректировать его поведение с родительской любовью и строгостью.

Возраст 11 лет — уже подростковый, могут быть возрастные кризисы и непослушание. Естественно стремление ребенка к самостоятельности. Дети в это время, если им не дать соответствующей «пищи» для души и тела, могут попасть под влияние дурной компании, начать проявлять асоциальное поведение. Занятия в различных кружках, секциях помогают понять свои способности, найти себя. Не обязательно для этого становится Олимпийским чемпионом или гением, главное пройти эту лесенку проб — шагов на пути к выбору профессии, выявлению своих талантов. При этом, конечно, родителям необходимо заботится, чтобы ребенок не вырос «попрыгуньей-стрекозой».

То есть, именно взрослый, родитель, должен стараться разумно задавать определенные ориентиры в воспитании и формировании характера, искренне интересоваться внеурочными занятиями ребенка и их результатами, просить объяснять, почему нравится или не нравится деятельность, учить приводить серьезные аргументы своему объяснению. Тут могут помочь и примеры из своей детской жизни, как Вы росли, чем занимались, что было ценно, что упущено. Главное не терять эту связь с сыном, стараться не давать откровенных негативных оценок, если у него что-то не получается, а наоборот мотивировать на успех, постоянство в действиях.

Одна из родительских ошибок — это желание перенести собственное Я на свое чадо, реализовать в нем собственные нереализованные мечты.

Тут главное помнить, что ребенок — другая личность со своими особенностями и способностями и вместе с тем не попустительствовать, плавно вести ребенка под родительским контролем, формируя его характер. Могут быть разные причины, по которым сын может оставлять занятия в дополнительном образовании, и личность педагога и собственные трудности… Главное, чтобы ребенок помнил, чтобы чего — то достигнуть надо прилагать усилия воли, терпения, преодолевать себя, по маслу все не бывает. Главная победа человека — это победа над собой, и тогда действительно будет радость и успех в достижениях. Успехов Вам в воспитании!

С уважением, Лариса Игоревна.