Консультант Евгения Юрьевна Чульжанова

Евгения Юрьевна Чульжанова

Специалист по прикладному анализу поведения

Здравствуйте. Подскажите насколько грамотные специалисты работают в вашем филиале во Владивостоке? И есть ли какие-то рассрочки по оплате?

Заранее благодарен за ответ.

Добрый день! Я не уверена, что обсуждение этого вопроса будет уместным здесь.

Вы можете задать этот вопрос, обратившись в головной офис Мозаики, наши контакты ABA-центр Мозаика.

Как учителю работать с ребенком-аутистом в классе?

Евгения Юрьевна! Я учитель начальных классов. В этом году в моём классе ребёнок-аутист. У меня несколько вопросов.

  1. Где возможно пройти мне курсы для работы с ребёнком? Возможно ли это сделать на базе Вашего института дистантно?
  2. Какой существует алгоритм действий для составления индивидуальной программы для ребёнка-аутиста?
  3. Ведёте ли Вы такую работу дистантно?
  4. Могут ли связаться с Вами родители для консультаций?
  5. Смогли бы Вы курировать работу с ребёнком? Составлять протоколы для работы?
  6. Где можно познакомиться с методиками обучения чтению, математике?

Добрый день! Спасибо большое за вопросы!

Ниже ответы:

  1. Где возможно пройти мне курсы для работы с ребёнком? Возможно ли это сделать на базе Вашего института дистантно?

    — В данный момент я работаю в центре «Мозаика». Мы регулярно проводим курсы для специалистов и родителей. публикуем информацию о таких курсах на нашем сайте. В настоящее время есть большое количество дистантных курсов по прикладному анализу поведения (ABA), перечислю несколько русскоязычных преподавателей: Ольга Шаповалова (я училась у неё), Юлия Эрц, Екатерина Жесткова, Зухра Кумар. Это курсы, на которых готовят поведенческих аналитиков, то есть тех, кто может составлять программы и поведенческие протоколы. Уровень, который требует менее серьезного обучения — это уровень тьюторов и терапистов (они могут применять написанные программы), из дистанционных программ могу рекомендовать курс Ольги Мелешкевич и Марины Азимовой. Всю информацию легко найти через поисковые системы в интернете, также очень много информации по обучению в соцсети facebook в тематических группах по аутизму и ABA.

  2. Какой существует алгоритм действий для составления индивидуальной программы для ребёнка-аутиста?

    — Общий алгоритм такой: проводится тестирование навыков, выявляются дефициты в навыках, а также поведенческие проблемы (присутствие и степень проявления проблемного поведения), на основании этой информации составляется индивидуальная программа развития.

  3. Ведёте ли Вы такую работу дистантно?

    — Нет, мы составляем программы только для тех детей, которых видели.

  4. Могут ли связаться с Вами родители для консультаций?

    — Да, со мной можно связаться через контакты центра «Мозаика» (ABA-центр Мозаика, я являюсь директором этого центра)

  5. Смогли бы Вы курировать работу с ребёнком? Составлять протоколы для работы?

    — Я и аналитики нашего центра работаем только с теми детьми, которые приезжают в наш центр или, если семьи приглашают нас в другой город.

  6. Где можно познакомиться с методиками обучения чтению, математике?

    — Есть большое количество методического материала по обучению различным навыкам, в том числе и навыкам чтения, математике. В основном эти материалы на английском языке. Привожу ссылки на прекрасный ресурс с переводными статьями: Математика со смыслом, Как научить этого малыша читать?, также такие статьи можно поискать на сайте фонда «Выход».

Аутизм или нет

​Добрый день! Моему сыну почти 9 месяцев. Физически вроде все в порядке. Сидит, ползает, сам стоит у опоры и без секунд 5–10 секунд. Но, просьбы не исполняет, на имя бывает часто что не реагирует, то есть после 3–4 позывов.

В зеркало УДК не смотрит долго, так, мельком, кинет взгляд и все. Есть большое ВЧД. Что-то с 3 желудочком, увеличение до 8,15 мм при норме 5 мм.

«Ладушки», «пока-пока», «дай» — не делает. Немного бурный…особенно сегодня. Плачет без причины до хрипоты, запрокидывает голову. Может долго рассматривать предмет, вилку от шнура, бегунок на молнии — 1 минуту. Ни чему не хочет учиться.

Очень переживаю. Прохожим может улыбаться, если показываю кошку, собаку — смотрит. Когда брали кровь из пальца, даже не плакал. Сдавали кал на анализ — острицы. Еще он размахивает руками. Делали 2 прививки. Вторую месяц назад. Это признаки раннего аутизма или следствие ВЧД? Спасибо!

Добрый день, Татьяна! Я являюсь специалистом в области прикладного анализа поведения, но я не врач, и не могу ставить диагноз или комментировать как-то перечисленные симптомы. Обычно в таком раннем возрасте обращают внимание на лепет (какие звуки малыш произносит), на то, устанавливает ли он зрительный контакт, есть ли имитация, формируется ли указательный жест…

Я бы рекомендовала консультацию невролога.

Также посмотрите лекции Елисея Осина (детский психиатр из Москвы), часть 3: Здесь описаны диагностические критерии РАС.

Здравствуйте, Евгения Юрьевна! Меня зовут Анна, я из Уссурийска. У меня дочка 9 лет — аутист. Мы закончили 2 класс, но даётся все с трудом! Проблемы в поведении, в постоянном непослушании и другие. Совсем недавно узнала об АВА терапии. Я знаю, что вы специализируетесь в этой области. Очень хочу попасть к вам на приём, но не знаю Вашего телефона. Как к Вам записаться? Хочу помочь ребёнку и себе!

Здравствуйте! я живу в Новосибирске и являюсь руководителем ABA-центра Мозаика. Мы проводим интенсивы для иногородних в том числе, если это Вас заинтересует. Правда, в основном мы работаем с детьми более младшего возраста.

В августе мы будем проводить курс по прикладному анализу поведения (ABA) для родителей, я бы рекомендовала Вам пройти такой или другой курс для родителей (сейчас несколько дистанционных хороших курсов есть), поскольку Вы сможете гораздо более эффективно взаимодействовать с ребенком, а также решить поведенческие проблемы, если будете знать теоретические основы анализа поведения.

Как пройти курс по технике ABA

Добрый день, Евгения Юрьевна!
Пишу Вам по просьбе подруги. Она не зарегистрирована на Владмаме, я нашла информацию о Вас, и ее она заинтересовала. Ее дочери 4 лет поставлен диагноз сенсо-моторная алалия. Она попросила узнать, как можно попасть к Вам на прием и пройти курс по технике АВА. Укажите, пожалуйста, контакты, по которым она могла бы с Вами связаться.

С уважением,

Макарова Татьяна.

Здравствуйте!
Сейчас я являюсь руководителем ABA-центра «Мозаика». Мы проводим интенсивные ABA-курсы для детей, также у нас есть обучение и специалистов и родителей.

Вы можете написать на адрес нашего центра Mozaika. akadem@gmail.com. Меня также можно найти на facebook-е

Евгения

Посоветуйте литературу, которая может помочь при работе с детьми-дошкольниками в сфере дополнительного образования

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, какую литературу можно почитать, чтобы можно было не весь подход, но какие-то приемы взять на вооружение при работе с детьми-дошкольниками в сфере дополнительного образования. В группе детки обычные и с особенностями развития. Не удается поддерживать дисциплину методами активного слушания и попытками хоть как-то заинтересовать детей.

Заранее спасибо!

Добрый день!
Ниже перечислен список ресурсов, которые я рекомендую родителям и специалистам для ознакомления

  • Aba.nsu.ru
  • Abarussia.com
  • Outfund.ru
  • Родительская программа О. Шаповаловой,
  • Тематические группы в facebook
  • Cайт Юлии Эрц
  • Лекции по аутизму Елися Осина (youtube.com)
  • Барбера, Расмуссен: Детский аутизм и вербально-поведенческий подход
  • Мелешкевич, Эрц: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения
  • Рон Лиф и Джон МакИкен: Work in Progress — Идет работа

Если Вы зададите чуть более конкретные вопросы, то я попробую ответить.

Гиперактивность с дефицитом внимания. Сын боится подъезда, не можем выйти на улицу. Как помочь?

Добрый день, Евгения Юрьевна.
Сыну 4,7 г. Невролог поставила диагноз — гиперактивность с дефицитом внимания, психиатр — расстройство аутистического спектра. У нас возникла проблема: не можем выйти на улицу уже больше месяца. Сын панически боится подъезда. Готов выпрыгнуть в окно (4-й этаж), только бы не идти в подъезд. Один раз мы его насильно вывели на улицу. Я одевала его со скандалом. Потом муж на руках его вынес. Сын цеплялся за косяки, а потом крепко прижимался к мужу. На улице успокоился и спокойно играл-гулял. Возвращался домой тоже в страхе: в подъезде весь напрягся и быстро юркнул в свой коридорчик, оглядываясь по сторонам.

После этого выхода снова не соглашается гулять. Боится собак в подъезде, резко появляющихся людей.

До этого мы с удовольствием гуляли на улице (катались с горок и т. п. ), посещали детские библиотеки, ходили на занятия в художественную школу.

Добрый день, Олеся!
Для того, чтобы попытаться разобраться с таким поведением, нужно собрать больше информации. Попробовать вспомнить, какие изменения в жизни ребенка предшествовали появлению поведения. Бывают ли случаи, когда ребенок спокойно выходит в подъезд (например, связано ли это со звуками, светом в подъезде)? Повторяется ли поведение только дома или везде? Возникает ли подобное поведение в других ситуациях, не связанных с прогулками? В какой момент поведение начинается и в какой — заканчивается? В присутствии каких людей поведение сильнее и от чего вообще зависит интенсивность? Если речь развита в достаточной степени, то может ли ребенок ответить сам на вопрос — почему он не хочет выходить в подъезд?

Эти вопросы помогут Вам лучше понять, что происходит.

Я бы рекомендовала найти специалиста по прикладному анализу поведения, который составит Вам поведенческий план. Нужно собрать данные о поведении, совместно со специалистом оценить уровень развития ребенка, а затем специалист составит протокол по коррекции поведения, который Вы (и остальные члены семьи) будете применять. Работа по протоколу также требует сопровождения — семья регулярно собирает данные о том, что происходит, и на основе этих данных протокол может быть изменен, дополнен.

Дополнительные методы, которые можно использовать в работе с таким поведением, это видеомоделирование, социальные истории, визульное расписание.

Также традиционно рекомендую книжки на русском языке — с их помощью Вы сможете попробовать разобраться с этим поведением (и не только с ним)

Барбера, Расмуссен: Детский аутизм и вербально-поведенческий подход

Мелешкевич, Эрц: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения

Основная проблема у ребенка - слабо развита мелкая моторика. Что делать, чтобы не упустить время?

Евгения Юрьевна, спасибо вам за ответ. Тест пройден, результат теста — уровень средний. Как трактовать этот результат?

Мой сын наблюдается у психотерапевта и психиатра с сентября прошлого года. Есть подозрения на аут-спектр, но врач не торопится с диагнозом. Наблюдаем за поведением ребенка совместно с врачом. Ребенку назначались ноотропные препараты, изменений в поведении ребенка не увидела. Терапия «материнская суггестия», рекомендованная психотерапевтом, дает некоторые позитивные изменения.

Основная проблема у ребенка — крупная моторика слабо развита (ребенок при ходьбе спотыкается, с трудом самостоятельно ходит по бордюрам без поддержки, ходьба на носочках), боязнь высоких лестниц, частые капризы и истерики иногда не обоснованные и непонятные причины их возникновения (как будто на пустом месте), аггрессия и прямолинейность в высказываниях (пример — оскорбления в адрес отца ребенка), избегания социума (в детском саду не общается и не играет с детьми, сторонится их), нет стремления пробовать новые блюда и продукты (стереотипное поведение).

Скажите, есть ли в нашем случае риск того, что пока врач будет думать что с нашим ребенком и делать выводы, мы упустим время и возможность в большей степени повлиять на адаптацию ребенка к социуму и решению проблем его поведения?

Здравствуйте! Я, к сожалению, не могу трактовать результат, поскольку не являюсь врачом. Определенно, этот результат можно использовать при беседе с Ваши доктором.

Наталья, я могу утверждать определенно одно: если есть проблемы с поведением (а Вы их указали несколько), то ими надо заниматься незамедлительно. И Вы совершенно правы в том, что Вы можете упустить время и возможности. Я могу рекомендовать следующее для начала Вашего обучения:

  1. Лекции по аутизму Елисея Осина (youtube.com)
  2. Книга Барбера, Расмуссен: Детский аутизм и вербально-поведенческий подход
  3. Книга Мелешкевич, Эрц: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения

Много полезных материалов есть на сайте фонда Выход, в тематических группах в facebook.

На мой взгляд, нужно искать специалиста в области прикладного анализа поведения, который сможет составить Вам индивидуальные программы для работы с теми вопросами, которые Вы перечислили. И обязательно начинать обучение на курсах ABA для родителей — чем больше Вы будете знать об этих методах, тем успешнее Вы будете работать со своим ребенком (хоть под кураторством специалиста, хоть самостоятельно).

Также я планирую в марте провести бесплатный вебинар по ABA для родителей, объявление о нем я размещу в теме консультации на форуме.

Вся переписка

Как попасть на консультацию к специалисту по АВА?

Евгения Юрьевна, добрый день!
Как попасть к вам на консультацию с сыном 3 года 10 месяцев? Есть огромное подозрение на аутизм у ребенка.

Добрый день!
Дело в том, что я живу в Новосибирске, и веду консультации на данном форуме дистанционно.

Кроме того, я являюсь специалистом в области прикладного анализа поведения, но не врачом. А такой диагноз у нас в стране ставится врачом психиатром. Поэтому, если у Вас есть такие подозрения, Вам необходимо попасть с ребенком на прием к врачу.

Также могу порекомендовать тест M-CHAT, который Вы можете пройти самостоятельно, с тем чтобы проверить свои подозрения. Однако обратите внимание, этого теста недостаточно для диагноза, диагноз ставит врач.

Вся переписка

Подходит ли методика прикладного анализа поведения для работы с детьми без отклонений?

Здравствуйте!

Хочу спросить, подходит ли эта методика для работы с детьми без аутизма или каких-то явных отклонений (у врачей претензий нет) и до какого возраста? Девочке 3,5 года.

Смущает момент с внешним поощрением-стимулом. Меня родители так и воспитывали — быстро соберешься в садик — в награду маленькая конфетка, окончишь четверть на пятерки — будет денежка и т. д. С одной стороны, движение к такой цели очень организовывало, навыки и прочее — всё при мне. А иногда выливается в то, что я буду мыть полы (делать уроки и т. д. ), если только вы мне… Я не могу ничего делать для себя, просто потому что хочется или потому что надо, только за награду. Либо это должно быть поощрение извне, либо купленное себе же что-то вкусненькое. Во взрослой жизни это очень вредит. Когда так растили с малых лет, то уже даже осознавая проблему, очень сложно уменьшить её влияние на свою жизнь.

Сейчас как раз у дочери возраст, когда проще всего использовать метод поощрений, но я боюсь искалечить ей жизнь, когда она, став взрослой, в загруженной делами жизни из двух вариантов будет выбирать не тот, что ей просто по душе, а тот, где больше наградят.

Здравствуйте, Татьяна!
Я этот вопрос очень часто слышу от родителей. И вопрос этот непростой, конечно, потому что суть его в таком вопросе: а почему и зачем мы вообще что-то делаем?

Прикладной анализ поведения основывается на законах поведения, которые работают одинаково для любого живого организма, поэтому методы ABA могут быть применены не только к ребенку с аутизмом, но и к любому человеку.

Если говорить про работу с ребенком, специалисты ABA всегда в своих программах рассматривают переход от пищевых поощрений и игрушек к социальным, и стремятся выбрать такие графики подачи поощрения, которые позволили бы сделать это наиболее эффективно. Мы стараемся перейти к таким поощрениям, которые соответствуют возрасту, которые являются социально приемлемыми. Кстати, в школе хорошая оценка — это ведь тоже поощрение

Что касается взрослой жизни, так или иначе, чаще всего мы все получаем какое-то вознаграждение за свою работу: премию, оплачиваемый отпуск, социальное одобрение, привилегии. Есть еще так называемое внутреннее поощрение, когда, например, чувство радости, гордости за результат для человека является достаточным подкреплением для того, чтобы выполнить какую-то задачу.

Рекомендую еще посмотреть статью, в которой комментируются основные мифы, связанные с ABA — Развенчание мифов о прикладном анализе поведения. Там есть как раз отдельный миф, связанный с поощрениями — «Миф: ABA просто подкупает детей едой и игрушками».

В группе ребенок с синдромом дефицита внимания. Как научиться с ним взаимодействовать?

Здравствуйте, Евгения!
Я преподаю ритмику у детей 4–6 лет. В этом году у меня есть ученик 5 лет. Мама сразу предупредила, что как основной диагноз у него идет синдром дефицита внимания. До 4 лет не говорил, хотели ставить аутизм.

На сегодня мальчик довольно неплохо говорит, проблем с коммуникацией со сверстниками не вижу, понимает обращенную к нему речь, как мне кажется, вполне по возрасту.

Есть проблема с вниманием и вовлекаемостью в процесс. Игры, статика-динамика, смена положения стоя-лежа на занятиях есть.

В целом, группе интересно. мальчика же включить в процесс почти не удается. Аргументы: я не смогу, я не буду, я не хочу.

Любимый герой Дарт Вейдер из «Звездных войн». ребёнок может вдруг «выпасть» из процесса и пойти «убивать Обе ван Кеноби».

Этот же приём «выключения» он выбирает, если пытаюсь с ним просто побеседовать до или после урока, контакт глаза в глаза он не любит.

Могут ли как-то помочь в моей работе методики прикладного анализа поведения? И какие?

Здравствуйте, Ирина!
Да, методики прикладного анализа поведения могут помочь в такой ситуации. Можно попробовать понаблюдать, что именно для него являются сложностью (деятельность в группе?) после чего попробовать определить цель. Например, целью может быть совместная игра в группе в течение 10 минут, в течение которых ребенок не отвлекается на свои игры. Начать можно с 2 минут, или с посильного для ребенка периода, и постепенно увеличивать время до 10 минут

И, конечно, чтобы ребенок начал выполнять то, что нам нужно с удовольствием, нужно использовать поощрение.

Поощрение — то, что для ребенка имеет ценность. Самое первое, что приходит в голову, это использовать его же любимую тему «Звездные войны». Например, две минутки совместной игры в группе, а потом всем раздаются мечи, и все играют в любимую игру ребенка (если ему это по душе, конечно). Или выдавать ребенку в качестве приза фигурки или другие «артефакты», связанные с любимой темой

Хорошие статьи по поводу того, как развить мотивацию, есть на сайте фонда «Выход».