Консультант Анастасия Ивановна Цанько

Анастасия Ивановна Цанько

Психолог


Консультант в данный момент не проводит приём вопросов. Но на такой случай, у нас есть 1 специалист, способный помочь Вам.

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста. Я совершенно не могу справиться со своим сыном, которому 3,5 года. Непослушание, истерики, негативизм во всём, чрезмерная активность, я для ребенка не авторитет совершенно. С рождением младшей дочери совпало начало посещения им детского сада. Воспитатели в саду жалуются на его поведение… Сын начал грызть ногти, младшую сестру бьёт, даже не стесняясь меня, никакие меры наказания и поощрения на него не действуют. Мне плохо, я не могу сладить с собственным ребенком… Не могу найти к нему подход… Я в тупике. Подскажите, что можно предпринять в нашей ситуации… Мне так жаль моих детей, сама нахожусь на гране нервного срыва из-за этой ежедневной войны.

Здравствуйте, Татьяна! Агрессия у детей в этом возрасте встречается довольно часто. Вы наверняка слышали о кризисе трех лет, когда малыш учится отстаивать свои границы, свою индивидуальность. Сейчас у него еще не хватает опыта и навыков, чтобы более мирно выражать свои эмоции. Чаще всего такое поведение со временем проходит само. В Вашем случае, скорее всего за таким поведением стоит ревность к сестре и неумение по-другому обратить на себя внимание, добиться Вашей любви. Наказаниями тут совершенно не поможешь. Постарайтесь больше внимания уделять сыну, покажите, какие преимущества есть у того обстоятельства, что он — старший (ему что-то можно, а сестре пока нельзя, например). Помогите ему освоить другие методы общения — можно рассказывать сказки, где герой меняет свое поведение и меняется отношение к нему других людей. У агрессивных деток зачастую бывают излишне напряжены мышцы — тут могут помочь массаж и физические нагрузки.

Добрый день.
Я нахожусь в стрессовом состояние уже около трех лет (сложные отношения с парнем), постепенно это переросло в депрессию. Из веселой позитивной девушки я превратилась в пессимистичную, злую и неуверенную в себе девушку.

Как выбраться из этого болота стресса?

Добрый день, Анна! Расскажите подробнее об этих отношениях. Что в них такого, что так негативно на Вас влияет? И для чего Вы их продолжаете столь длительное время?

Здравствуйте. Два года назад потеряла желанную беременность. Эта трагедия разделила мою жизнь на до и после — все, что раньше было интересным и радостным, обесценилось и потеряло всякий смысл. Жила в ожидании новой беременности. После долгих обследований и наблюдений врачи не обнаружили ни причину произошедшего, ни критических проблем, исключающих материнство. Помогли подготовиться к новой беременности, однако она продлилась даже меньше первой. Я чувствую такую чудовищную боль и отчаяние, что не хочется больше жить. Отравляю жизнь своим унынием близким. Тяжело видеть беременных и женщин с маленькими детьми. Постоянно боюсь, что плохое повторится, не верю больше в себя. Как избавиться от этих страхов, и возможно ли это?

Здравствуйте, Алина! От страхов избавиться возможно. Если врачи исключили физиологические причины, стоит поискать психологические — их может быть множество. Стоит проанализировать отношения с Вашим мужчиной, Вашу семейную и личную историю. Вам нужно обязательно поработать с грамотным психологом, разобраться в первую очередь с тревогой, чувством вины и депрессией. Искренне желаю Вам исполнения Вашего желания и верю, что Вы обязательно обретете свое женское счастье.

Почему-то близким мне людям, а как давно появились я уже и не помню, не обращала раньше на это внимание, сейчас уже надоело бороть в себе это!

Виктория, вообще испытывать самые разные, в том числе и негативные чувства близким людям — это нормально. При условии, что эти чувства не превращаются в конкретный план действий или не выливаются в бесконтрольную агрессию. Если чувствуете, что не можете самостоятельно справиться с этими мыслями и эмоциями Вам определенно стоит сходить на прием психологу — специалист поможет разобраться в причинах проблемы и найти приемлемые способы выражения эмоций.

Вся переписка

Здравствуйте, мысли о смерти, убийстве, сделать кому-то плохо! Все лезет в голову, что с этим делать?

Добрый день, Виктория! Как давно появились у Вас подобные мысли? Возможно после каких-то событий? Кому именно хочется сделать плохо?

Вся переписка

Здравствуйте! С детства боялась темноты, но сейчас мне уже 27 лет и ничего не изменилось. Боюсь остаться одна дома. Сплю только с включённым светом, телевизором. При этом я боюсь не воров, грабителей, а так называемых барабашек. Жду шороха, стука, включается воображение. Меня это пугает. Не до истерики, головой то я понимаю, что это абсурд, но дискомфорт присутствует. Последнее время тревога присутствует даже тогда, когда в другой комнате спит родной человек. В «своей» темноте я продолжаю бояться. Пытаюсь подавить это и уснуть. Скажите, это могут быть признаками отклонений, фобий или может такой отпечаток от недавних стрессов, переживаний? Как убедить себя спокойно спать без света, ТВ… Спасибо заранее!

Здравствуйте, Ольга! Вообще-то подобные страхи достаточно часто встречаются у взрослых людей. Вы совершенно правильно заметили, что их обострение может быть последствием перенесенного стресса, каких-то тревожащих событий. В норме человек может испытывать подобные иррациональные страхи, но имеет способы их преодоления. В Вашем случае, мне кажется стоит обратиться к психологу и поработать не столько с самими страхами, сколько с причинами, их вызывающими. Самостоятельно можно попробовать отреагировать тревогу, например, нарисовав свой страх, попробовав его опредметить, но проработка с психологом будет эффективнее.

Анастасия Ивановна, спасибо!!! Отвечаю на вопросы: беременность долгожданная, муж в восторге и родители в ожидании чуда, а самочувствие и беременность проходят нормально, легко, единственное, я раздражительная стала и агрессивная и в основном все на мужа и выливается (( (( ((

Валентина, возможно то, что происходит с Вами — это бессознательная попытка наказать мужа за Ваше нынешнее состояние. Беременность — это всегда период повышенных волнений и женщина всегда нуждается в особенном участии и заботе со стороны близких. Возможно Вам кажется, что муж недостаточно принимает участие в происходящем? Ведь он испытывает радость, а на Ваши плечи ложатся еще и тревога, волнение, страх перед предстоящими родами. В любом случае, Вам стоит поговорить об этом с мужем. Возможно потребуется установить несколько правил, чего ему нельзя делать в Вашем присутствии, чтобы лишний раз Вас не раздражать. Только говорить о правилах нужно в спокойном состоянии, когда нет напряжения и агрессии. Прежде чем отреагировать раздражение, попробуйте сначала сформулировать для себя, что на самом деле в происходящей ситуации Вас задело. Ведь раздражение принадлежит Вам, а значит Вы можете с ним справиться. Можно освоить дыхательные техники, помогающие успокоиться. Удачи Вам, здоровья Вам и Вашему малышу.

Вся переписка

Здравствуйте! У меня проблемы в семье уже на протяжении года. Мне 37 и жене 29, двое наших детей 4 и 2 годика. Дело в том, что раньше ревновала меня жена, были скандалы, но не большие. Теперь я ее сильно ревную. По весне она начала общаться на сайте знакомств, где она меня ранее поймала за флиртом. Затем она удалила анкету, но в последствии всплыло, то что один из ее знакомых с сайта знакомств перекочевал к ней в соц. сеть «вконтакте», да еще находился он у нее в скрытых друзьях. Еле уговорил ее удалить его и не делать так больше. После этого я начал ревновать ее пуще прежнего. Ограничиваю общение с друзьями, проверяю ее в соц. сетях, телефон. Как-то происходит само собой. Я понимаю, что удаляю ее от себя. Происходят скандалы, друг друга оскорбляем. Много гадостей ей сделал, честно признаюсь, то телефон ее разобью, то еще какую-нибудь мелкую пакость сделаю. Миримся конечно, но не надолго. Боюсь ее потерять, а главное семью. Даже не могу этого представить. Она говорит, что разлюбила и ненавидит меня из-за моей ревности и поступков. Называет меня тираном. Хотя я себя таковым не считаю, ни разу ее не ударял, лишь зажимал и удерживал, было как-то за затылок и волос схватил. Делал так, чтобы высказать ей свою точку зрения или успокоить, она тоже может ударить, укусить или поцарапать.

В последнее время почти дошло до развода, я уже целую неделю уговариваю ее остаться со мной и начать этот год с чистого листа и новых отношений. Если бы было ей куда уйти, то ушла бы не задумываясь от меня. Целую неделю я стараюсь гасить ревность и у меня это не плохо получается, поставил для себя цель исключить у себя это чувство. Готов пойти на уступки, так дорога мне семья. Помогите мне, пожалуйста, спасти семью. Как мне дальше поступать?

Добрый день, Анатолий! Чтобы сохранить семью, работать над отношениями необходимо обоим — и Вам, и Вашей жене. В формате письменных сообщений невозможно разрешить Вашу проблему. Обратитесь к хорошему семейному психологу.

Здравствуйте! У меня такой вопрос. Моя дочь учится в первом классе, сегодня учитель сказал, что когда она отвечает, то руки постоянно у лица, прикрывает рот или просто у лица держит, из-за этого её плохо слышно или непонятно что отвечает. А так учится она хорошо. Все у нее получается. Что делать?

Здравствуйте, Дарья! Похоже Ваша дочь стесняется отвечать, может боится неодобрения со стороны одноклассников или учителя, как бы пытается сдерживать свои слова или спрятаться. Попробуйте доверительно поговорить с дочерью, выяснить причины. Возможно она сама станет обращать внимание на то, как отвечает и научится контролировать свои действия. Только ни в коем случае не ругайте ребенка и не требуйте немедленного изменения поведения — это ее способ справиться с тревогой и другого пока у нее возможно просто нет. Если есть возможность, сходите на прием к детскому психологу, он поможет справиться с неуверенностью и снять напряжение.

Добрый день, помогите избавиться о плохих мыслей!

Добрый день! Виктория, расскажите подробнее какие мысли Вас тревожат?

Вся переписка

Подскажите, пожалуйста, я беременна, 22 недели срок, не могу объяснить своего агрессивного настроя к мужу. Он меня раздражает и мне стыдно, не знаю как себя вести, и такое поведение у меня уже неделю…

Здравствуйте, Валентина! Раздражение во время беременности на мужа — явление достаточно распространенное. Причин тут может быть довольно много. Чтобы выяснить в чем дело в Вашем случае, ответьте пожалуйста на следующие вопросы. Запланированная ли беременность? Хотели ли Вы этого ребенка? Как отнесся к Вашей беременности муж и остальные родственники? Каково Ваше самочувствие на протяжении этого времени?

Вся переписка

Здравствуйте, Анастасия Ивановна. У меня проблема с воспитанием детей, точнее одного ребенка. Всего у меня их трое. Сын старший, 13 лет, дочь, 4 года и младший, 3 года. С первыми двумя управляюсь без проблем. Старший учится хорошо, от учителей нет жалоб, дома тоже без скандалов стараемся обходиться, дочь — послушная. Но с младшеньким нашим что-то не то! Внимания уделяем ему достаточно, по-другому никак. Очень уж он у нас активный. Слышала про диагноз «СДВГ», т. е. синдром дефицита внимания и гиперактивность. Боюсь, что это про нас, хотя повторюсь, внимания ему уделяем много, он его, по-моему, даже крадет у других детей, очень шаловливый, может ударить любого члена семьи без особых на то причин, на детской площадке ударить ребенка или плюнуть в него. Мы детей сильно не ругаем, руку тем более не поднимаем. Если начинает себя плохо вести на людях, увожу его домой, он плачет, понимает, что это наказание. Но в следующий раз все может повториться.

Нам стыдно с ним ходить в больницу, на улицу, недавно в театр ходили, домой с плачем вернулась именно я, так как он распсиховался, не дали ему по залу побегать, лег в коридоре и лежит. Я отреагировала так, вышла из зала, но из виду его не теряла. Он полежал, потом понял, что его никто поднимать не будет, стал искать меня глазами, естественно, не нашел, у него в глазах паника, он начал меня искать. Когда я зашла, он обрадовался и на время присмирел, но это ненадолго.

Сейчас начинаются новогодние утренники. Так хочется с детками везде побывать, с дочкой никаких проблем, а с сыночком я боюсь, что делать? Оставлять дома? Не выход!

Конечно, у него есть и преимущества. Он очень умный и развитый, рано начал разговаривать, поет, рассказывает стихи. Если в дет. саду дают детям стихотворение выучить, Вова наш и свое выучит и стихотворение сестры быстрее её самой расскажет. Со взрослыми может разговаривать не как ребенок, а как, ну по крайней мере, большой ребенок. Такому его развитию многие удивляются, некоторые даже предполагают, что он относится к «Индиго». Вот и я вычитала, что гиперактивные дети очень шкодные, но и очень умные. Что делать? Это диагноз или пробелы в воспитании? Я себя считала хорошей мамой, но с третьим моим ребенком я себя чувствую полнейшим дилетантом в воспитании детей!

Добрый день, Олеся! Прежде всего хочется Вас успокоить — СДВГ, как диагноз ставится лишь у дошкольников. К тому же, при СДВГ чаще всего наблюдается и нарушение памяти. В Вашем случае говорить о диагнозе рановато, да и дети с СДВГ обычно «перерастают» этот диагноз или учатся компенсировать свои особенности. В три года ребеночек еще не обладает достаточной способностью контролировать свои эмоции, удерживать свое поведение в рамках принятых норм. Вы поступаете правильно, не акцентируя внимание на детских истериках — сын должен четко осознавать, что таким поведением нельзя добиться желаемого. Три года — это возраст, когда малыш проходит так называемый «кризис самости». Сейчас его возрастная задача — отделиться от вас, осознать собственное «Я», исследовать границы дозволенного. Возможно именно это он и пытается сделать, демонстрируя такое поведение. К тому же, его положение осложняется ролью младшего в семье. Попробуйте давать ему посильные задания и обязательно хвалите, делайте акцент на том, что у него получается как у взрослого. Самое главное, чтобы родители сохраняли спокойствие в любой ситуации — так ребенок на Вашем примере научится контролировать себя. Если подобное поведение наблюдается более 6–8 месяцев — стоит обратиться за консультацией к детскому или семейному психологу.

Добрый день! У меня больше нет сил, я устала. Моему сыну 11 лет и он постоянно плачет, чтобы не случилось — поругала, не так сказала, не так посмотрела и т. д… Еще у него психи какие-то — может сидеть разговаривать, потом я что-то сделаю не так как он, встает со слезами на глазах и начинает кричать, что он обиделся и убегает в свою комнату. Друзей у него нет, так как мы живем в закрытом военном городке, он конечно общается с одноклассниками, но только в школе, после школы он сидит в квартире. Помогите!!! Что делать????

Здравствуйте, Елена! Скажите, как давно началось такое поведение сына? Возможно, этому предшествовали какие-то события?

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как быть в такой ситуации?

Сейчас я всё напишу в чём суть. И так, у меня есть сын, ему 3,6 года. Мы с порта Восточного. На учёте у невролога стоим с 6 месяцев в отставании развития. Гинеколог по беременности предупреждала меня, что ребёнок будет отставать в развитии в связи большой прибавкой в весе, гипоксию она мне ставила. Я в это не верила, что ребёнок будет отставать. Много раз укладывала меня в стационар, раз 7 точно, я три дня полежу и сбегаю. Сбегала потому что в стационаре говорили, что всё нормально и самочувствие у меня было отличное. Плюс она меня направляла к генетику, так как с мужем большая разница возрасте. Взяли кровь из пуповины и по результатам сказали — нормальный полноценный ребёнок!!! Хотя многие боятся делать эту процедуру, но я всё-таки решилась и не побоялась!!! Воды были при родах зелёные, сразу мне его не отдали, положили под кислород. В 8 месяцев у сына полезли зубы, в 8,5 месяцев он сел. В 11 месяцев ползать стал. В 1,4 начал ходить, поздно пошёл, переживали по этому поводу с мужем. И вот по до сих пор сыночек наш не разговаривает, хотя до этого мы ездили во Владивосток к неврологу.

Невролог наш на данный момент поставила диагноз — ЗПР, органическое поражение центральной нервной системы под вопросом и направила во Владивосток на консультацию к неврологам, логопеду краевым. Сделали ЭЭГ в Центре охраны материнства и детства, там невролог сказала, что она хорошая и почему Вы не разговариваете, я ей говорю — не знаю… Но осмотрев ребёнка она сказала, что есть признаки аутизма. Назначила нам лечение.

Сходили там в этом центре к логопеду, побеседовала с нами, позадавала вопросы и написала в заключении, что нужно пройти ПМПК, определить специальную форму обучения и вид учреждения.

Дело в том, что сын понимает обращённую речь, но не говорит, может сказать два слова не внятно, «мам, дяй» и всё на этом…. Выполнение действий или принести какой-нибудь предмет мне в руки понимает только избирательно. Проговариваем ему слова, разговариваем с ним, просим, чтобы он за нами повторил, он или мычит, что не хочет повторять, начинает истерить или молчит. А когда он хочет говорить, прям видно, что ребёнок хочет сказать, а не может, напрягается, вместо слова «ааааа».

После логопеда в этот же день мы поехали на остров Русский к детскому неврологу, она раньше работала в Центре охраны материнства и детства, потом уволилась и перешла на остров. У неё там были, потом нашли на острове. Также побеседовала с нами, позадавала вопросы, по ЭЭГ она мне так ничего и не сказала, написала рекомендации, дала направления к сурдологу и на аудиограмму. Ещё она в заключении написала для нашего невролога оформить социальное пособие, то бишь инвалидность сроком на один год, потому что лечение, обследование, поездки во Владивосток, ходить на занятия к специалистам, всё очень дорого…. Мы не тянем по финансам и долгов куча. Диагноз она нам поставила — «органическое поражение центральной нервной системы, и резудурирующая психо-интеллектуальная незрелость».

Приехали мы к нашему неврологу, она направляет нас к психиатру детскому. Психиатр направляет нас в краевую детскую психиатрическую больницу, для уточнения диагноза и для инвалидности. Там лежат дети без мам, больница закрытого типа, само отделение закрытое.

Приехали мы туда, зав. отделения его осмотрела и сказала мне несколько раз, что у него нет аутизма, и «слава Богу» подумала я!!! Ещё она сказала, что с таким диагнозом редко дают инвалидность. Привезли в понедельник, он там несколько дней пролежал, а в субботу я приехала его проведать, надо было лежать 20 дней, а вообще детки там лежат месяц и 1,5 месяца. В течение недели я звонила два раза, заведующей не было, и всё никак не удавалось с ней поговорить. И вот я приезжаю туда, сына выпустили из закрытого отделения. Я ребёнка своего не узнала, он вышел бледный, вялый какой-то и вздохнул так, как-будто он подумал: «наконец-то меня выпустили»… Я не выдержала, у меня слёзы пошли, ребёнка дома нет, он далеко и сидит здесь как в тюрьме… Пока сидели в коридоре, точнее он даже ложился, стоять не мог, вялый был, начались при мне кишечные дела — два раза понос и рвота пошла. Я побоялась оставлять ребёнка в таком состоянии, мало ли что… Хоть и врачи, но что-то мне подсказывало — надо его забирать домой, мне его жалко стало. Заведующей не было, был выходной и был дежурный врач. Подошла к нему и сказала, что насовсем мы его забираем из-за такого самочувствия.

Ещё я надеялась, что за эти несколько дней, которые он там провёл, посмотрят его специалисты — психолог, логопед и т. д… Но увы… Его так и не посмотрели, как сказал дежурный врач — не успели… Получается он просто лежал, кололи уколы церебрализин и таблетки давали. Только я не пойму от чего ему стало там плохо, то ли от лечения, то ли от еды их…

И вот мы приезжаем домой, ребёнку дома полегчало, стал активным, весёлым, бодрым, жизнерадостным.

Приходим на следующий день к нашему неврологу, невролог нас отправила к нашему психиатру. Психиатр сделала по телефону запрос в ту психиатрическую больницу. Там заведующая сказала, я так поняла, что ребёнок идёт на контакт, играет с детьми, стеснительный мальчик, но они не выявили за короткий промежуток времени диагноз. В этот момент пришла невролог, меня попросили выйти, психиатр и невролог посовещались там вместе в кабинете. Невролог наша позвала меня в кабинет и говорит, что инвалидность нам не светит, проходите лечение, которое назначили на острове Русском и пусть занимается с ним логопед. А ещё она мне сказала, что у нас моторная алалия, но в карте она почему-то не написала этого…

Объясните мне, пожалуйста, почему такой поворот событий? Если честно, я очень надеялась, что нам дадут инвалидность сроком на один год, чтоб хоть как-то ребёнка подтянуть, на платные занятия водить к логопеду, психологу, на лекарства, на обследования и т. д… Всё это очень дорого, мы не тянем… Всё, что в моих силах — я всё сделала! Устроилась в обычный сад, в коррекционную группу с проблематичными детьми, работаю помощником воспитателя.

Попросила логопеда посмотреть сына и протестировать. Он все картинки правильно показал, которые она спрашивала, это означает, что у него со слухом всё хорошо и он понимает обращённую речь! Звуки у него не очень получилось произнести правильно. Логопед порекомендовала нам в эту группу ходить, чтоб она с ним проводила занятия, хоть как-то разговорить его, чтоб речь появилась. Ещё она мне сказала, что она по заключению краевого логопеда направит нас на ПМПК. ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др. ) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

Выходит у него есть такой диагноз, сыночек слышит и понимает обращённую речь, но не говорит, речи вообще нет. Это называется моторная алалия. Он начал ходить вместе со мной в эту группу.

В интернете я посмотрела, что дают детям с таким диагнозом инвалидность. Подскажите, пожалуйста, куда обращаться теперь, чтоб добиться инвалидности? И как компенсировать такое нарушение в школьном возрасте после 7 лет?

Забыла рассказать, мы до садика посещали социально-реабилитационный центр для деток с ограниченными возможностями по направлению невролога. Это было в городе, когда мы там снимали рядышком комнату. Туда можно ходить три месяца без наличия инвалидности. Мы отходили туда 2,5 месяца, по обстоятельствам решили вернуться домой в посёлок. Результатов в его развитии и речи я так и не увидела.

Но, слава богу, сейчас логопед, воспитатель, музыкальный работник, вот куда мы ходим в коррекционную группу до обеда, я же там работаю, мы вместе занимаемся с такими особенными детьми. Ещё заведующая детского сада сказала, чтоб я прошла курсы помощника воспитателя. Поступила на эти курсы, буду изучать дисциплины по детской психологии и педагогики. Очень меня это обучение заинтересовало!

Добрый день, Любовь! Спасибо за такое подробное описание. Действительно тот набор проблем у ребеночка, о котором идет речь, очень похож на моторную алалию. Диагноз, который вам ставили ранее, не противоречит моторной алалии. Резидуальная психо-интеллектуальная незрелость — это остаточная незрелость, как последствие перенесенной травмы во время беременности или родов, это общее собирательное понятие, нуждающееся в постановке более точного диагноза. При алалии действительно положено оформление инвалидности с сопутствующими льготами. но при условии подтвержденного диагноза. Для обследования обязательно назначают МРТ, с целью выявления патологии коркового центра Брока, а также проводящих путей этой области. Иногда назначают еще рентгенографическое исследование и эхоэнцефалографию. Но МРТ — обязательно! Инвалидность дается на основании заключения МСЭ (медико-социальной экспертизы). Добейтесь от невропатолога внятного диагноза, обязательно документально-подтвержденного и направления на МСЭ!

Вы — большая молодец, что продолжаете бороться за здоровье сына. Работа Вам предстоит еще огромная. Обязательно занимайтесь с логопедом, делайте логопедический массаж. Не стоит ждать быстрых изменений, действительно бывает, что детки с алалией как бы «вдруг» начинают говорить, но обычно за этим стоят огромные усилия логопедов и родителей. Не оставляйте ребенка одного в лечебных заведениях — стресс может только усугубить его состояние, добавить тревогу, страх и еще больше задержать появление речи. Больше разговаривайте с сыном, показывайте картинки с различными предметами, можно самим делать упражнения для улучшения артикуляции — их Вам покажет логопед или поищите в интернете. Удачи Вам, сил и терпения.

Здравствуйте! 18 лет работаю в школе. Но в последние годы работать тягостно: сплошные мониторинги (учет ошибок на каждого ученика по горизонтали-вертикали, в процентах, в баллах и т. п.!!!), огромное количество отчетов по каждому шагу (95% пылятся в папках у администрации), бесконечное количество совещаний…. Перечислять можно долго. С детьми работать люблю — это мое. Но наш директор не знает меры по изданию «указов» — то рабочий день до 17 часов, то в выходной занятия с отстающими, то проверка домашних работ у учащихся дома после 19 часов. Говорит-то гладко, но сама не является образцом трудовой дисциплины. И уроки в свое время вела (не вела) так, что родители отказывались от неё через отдел образования. Что-либо доказывать, опираясь на документы и законы, себе дороже: раздавит морально и житья не будет.

Я и так к урокам готовлюсь не формально — основательно, после уроков с детьми занимаюсь (бесплатно!), но и этого, оказывается, мало. В классе работа кипит — мы готовимся к концертам, выставкам, классным часам… Мне и самой это интересно. И я осознаю, что не могу работу оставить на работе — ещё и дома долгие часы за планами и книгами. Семья есть — муж и сын. Конфликтов не было. Пока. В моей голове бесконечные раздумья об учениках и их проблемах. К счастью, родители меня поняли и перестали названивать домой — это было запросто у них со времен начальной школы.

Как мне научиться отключаться от школьных проблем — я ведь работаю, чтобы жить. Получается живу, чтобы работать?! Если судить по зарплате, то работаю я исключительно из благотворительности. И как научиться пропускать мимо ушей всю неконструктивную критику всех и вся нашего директора-теоретика?

Здравствуйте, Инга! К сожалению, Ваша ситуация довольно типична для нашей системы образования. Мне достаточно часто приходится сталкиваться с проблемами педагогов и все они в точности звучат как Ваша. И я, как специалист, оказываюсь здесь в очень двойственном положении. С одной стороны — мы (психологи) несем ответственность за состояние общества, и очень хотелось бы сохранить в системе образования опытных, квалифицированных педагогов, любящих свое дело, способных передать детям не только знания, но и систему ценностей, нравственную культуру. С другой — я вижу конкретного человека, которому нужна помощь. И для конкретного человека зачастую бывает полезной смена деятельности или места работы. Перед Вами встал очень важный вопрос — для чего Вы живете и для чего работаете? Получается противопоставление либо жить, либо работать. 18 лет — это много. А педагогическая деятельность возглавляет список профессий, ведущих к профессиональному выгоранию и личностным деформациям. Мне кажется, что за это время Вы успели настолько срастись со своей профессиональной ролью, что она заняла все место не просто в Вашей жизни, но и в Вашем сознании. Для самой себя нужно четко провести границу между Я — личность и Я — педагог. Вы — не только трудовая функция, но и человек. А человеку нужно иметь свое пространство, свободное от других. Пространство не только физическое, но и эмоциональное, интеллектуальное, духовное. И как человек, Вы имеете полное право это пространство охранять, отстаивать свои границы, где не будут все время находиться директор, родители, гора бумажной работы.

Давайте реально посмотрим на вещи. В любых отношения, в том числе и рабочих, очень важен баланс — получать из системы нужно столько же, сколько отдаешь — иначе либо остается излишек, либо недостаток. И то и другое выводит систему из равновесия и приводит к разрушению. Если Вы отдаете своей работе больше, чем получаете от нее в ответ, велика вероятность психических и соматических расстройств — неврозов, депрессий, истощения, нарушения обмена веществ — перечень огромен. Составьте два списка что отдаете работе и в каком процентном соотношении и что получаете (в т. ч. эмоции, самореализацию…). Посмотрите, что преобладает. И попытайтесь скорректировать свои энергозатраты. Может стоит остаться только на одной ставке, чтобы шел стаж? Можно ли работать, как частный репетитор и этим получать дополнительный доход? Чем еще Вам хотелось бы заняться в жизни, чтобы она приносила больше удовольствия? Чем бы Вы занимались, если бы не стали педагогом? Первое правило любой профессии в социальной сфере — позаботься о себе! Больные и уставшие не могут принести много пользы.