Анастасия Ивановна Цанько
Психолог
- Ольга Владимировна Макарова: Психолог
История консультаций пользователя «Инга»
Здравствуйте! 18 лет работаю в школе. Но в последние годы работать тягостно: сплошные мониторинги (учет ошибок на каждого ученика по
Я и так к урокам готовлюсь не формально — основательно, после уроков с детьми занимаюсь (бесплатно!), но и этого, оказывается, мало. В классе работа кипит — мы готовимся к концертам, выставкам, классным часам… Мне и самой это интересно. И я осознаю, что не могу работу оставить на работе — ещё и дома долгие часы за планами и книгами. Семья есть — муж и сын. Конфликтов не было. Пока. В моей голове бесконечные раздумья об учениках и их проблемах. К счастью, родители меня поняли и перестали названивать домой — это было запросто у них со времен начальной школы.
Как мне научиться отключаться от школьных проблем — я ведь работаю, чтобы жить. Получается живу, чтобы работать?! Если судить по зарплате, то работаю я исключительно из благотворительности. И как научиться пропускать мимо ушей всю неконструктивную критику всех и вся нашего
Здравствуйте, Инга! К сожалению, Ваша ситуация довольно типична для нашей системы образования. Мне достаточно часто приходится сталкиваться с проблемами педагогов и все они в точности звучат как Ваша. И я, как специалист, оказываюсь здесь в очень двойственном положении. С одной стороны — мы (психологи) несем ответственность за состояние общества, и очень хотелось бы сохранить в системе образования опытных, квалифицированных педагогов, любящих свое дело, способных передать детям не только знания, но и систему ценностей, нравственную культуру. С другой — я вижу конкретного человека, которому нужна помощь. И для конкретного человека зачастую бывает полезной смена деятельности или места работы. Перед Вами встал очень важный вопрос — для чего Вы живете и для чего работаете? Получается противопоставление либо жить, либо работать. 18 лет — это много. А педагогическая деятельность возглавляет список профессий, ведущих к профессиональному выгоранию и личностным деформациям. Мне кажется, что за это время Вы успели настолько срастись со своей профессиональной ролью, что она заняла все место не просто в Вашей жизни, но и в Вашем сознании. Для самой себя нужно четко провести границу между Я — личность и Я — педагог. Вы — не только трудовая функция, но и человек. А человеку нужно иметь свое пространство, свободное от других. Пространство не только физическое, но и эмоциональное, интеллектуальное, духовное. И как человек, Вы имеете полное право это пространство охранять, отстаивать свои границы, где не будут все время находиться директор, родители, гора бумажной работы.
Давайте реально посмотрим на вещи. В любых отношения, в том числе и рабочих, очень важен баланс — получать из системы нужно столько же, сколько отдаешь — иначе либо остается излишек, либо недостаток. И то и другое выводит систему из равновесия и приводит к разрушению. Если Вы отдаете своей работе больше, чем получаете от нее в ответ, велика вероятность психических и соматических расстройств — неврозов, депрессий, истощения, нарушения обмена веществ — перечень огромен. Составьте два списка что отдаете работе и в каком процентном соотношении и что получаете (в т. ч. эмоции, самореализацию…). Посмотрите, что преобладает. И попытайтесь скорректировать свои энергозатраты. Может стоит остаться только на одной ставке, чтобы шел стаж? Можно ли работать, как частный репетитор и этим получать дополнительный доход? Чем еще Вам хотелось бы заняться в жизни, чтобы она приносила больше удовольствия? Чем бы Вы занимались, если бы не стали педагогом? Первое правило любой профессии в социальной сфере — позаботься о себе! Больные и уставшие не могут принести много пользы.