Владимир Остаченов Отец

Священник

История консультаций пользователя «Евгения»

Грешно ли сходить с мужем в музей для взрослых? И, что делать с освященной вербой?

Здравствуйте, отец Владимир. Подскажите, пожалуйста, грешно ли сходить с мужем (конечно после Пасхи) в музей для взрослых, который недавно открылся у нас в городе?

И второй вопрос, подскажите, что делать с освященной вербой, которая стоит дома с прошлого вербного воскресенья? Ее ведь нужно будет заменить на новую в следующее воскресенье. Выбросить рука не поднимается, она же освященная.

Заранее спасибо за ответ.

Никогда раньше не слышал чтобы поход в музей оценивался в нравственных категориях. Я в этом музее не был, ничего не могу сказать, но одно то название, что он «для взрослых», говорит за себя. Наверное ведь что-то связанное с интимными отношениями? Но если это так, тогда зачем выставлять это на показ, интимное должно оставаться на своём укромном месте. Старую вербу можно сжечь.

Здравствуйте, батюшка.
После того, как стала дважды мамой и посмотрела фильм «Брюс Всемогущий» (голливудский, там Бог делегирует свои полномочия на время человеку), я поняла, как Господу должно быть сложно с нами, своими детьми, когда тебя постоянно о чем-то просят, умоляют, требуют, какое гигантское терпения ему надо иметь. И теперь я стараюсь лишний раз не молится, ничего не просить, у Него и без меня наверное забот хватает, стесняюсь, Он же тоже устает, отдыхать ему тоже надо? Хотя стараюсь всегда говорить спасибо за то, что имею и Он мне послал. Что Вы думаете, правильно ли я поступаю? Спасибо большое.

Здравствуйте, Евгения! Этот вопрос изредка задавали мне и раньше, но ясно увидеть ответ на него дано было мне не так давно. Бог не может устать, Он с избытком питает энергией всё мироздание, всё живёт только лишь оттого, что причастно Его неиссякаемой жизни. Он бесконечно превосходит всё творение, даже самые громадные проблемы человека и человечества есть ничтожный пустяк для всесильной Его мощи. Конечно — можно тогда спросить, почему же Он не решил наших проблем и не сделал нашу жизнь раем? Только потому, что нам дано божественное качество свободы, и Бог не лишает нас этого качества, как лишил бы, вторгнувшись без нашего согласия в наши сердца, умы и деяния.

Другое дело — насколько мы можем созидать добро самостоятельно, безо всякого божественного вспоможения? И здесь ответ категоричный — не можем ни на миг, ни на шаг. Это не мой ответ — этот ответ святоотеческий и общецерковный. Помните слова из Евангелия: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне». И дальше, в той же главе: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 4).

Это звучит странно, ведь все люди что-то делают, созидают, рушат, и неверующие, и богохульники,— что тут значат слова Христа? Смысл их касается созидания того, что останется в вечности, а созидание это происходит, даже когда мы просим у Бога чего-то и не касающегося напрямую нашего спасения, нашей души, внутреннего устроения, даже когда просим о будничном, о естественном — сам контакт с Богом, продолжающийся по ходу нашей жизни, сопровождающий наши дела — оказывает постоянное воздействие и на душу и на внутреннее устроение, постепенно меняет взгляд на жизнь. Это процесс, захватывающий человека в область иного бытия, где к трём измерениям нашего пространства прибавляется ещё одно — невидимое прежде, но постепенно проясняющееся — область Божьего присутствия и Его воздействий на нас. Если не вступить в этот процесс, который описывает апостол Павел пророческими словами, сказанными от Лица Божьего так: «вот Завет в который я вступлю с людьми Моими после тех дней, говорит Господь: вложу мысли Мои в сердца их и на умах их напишу их и буду им Богом, а они будут Моим народом…», так вот — если не вступить в этот процесс, который по сути и есть Новый завет, то никогда ты ничего не сможешь принять, иметь, сохранить и преумножить поистинне важного, ценного, вечного, но будешь находиться в толчее временных земных дел, а потом умрёшь и дела твои не прокормят твою душу. Смотрите ка — атеизм советский — не призывал ли к добру? Призывал, ещё как! Ведь человек — это звучит гордо, даже пишется с большой буквы. Но хоть что-то это добро давало человеку неверующему для его души и Бога? — навряд ли.

Знайте даже еще более жёсткий итог: лучше всего всегда, во всём, обо всём молиться и уповать даже в мелочах, ведь добро без Бога это пустота социальных отношений, гуманистическая конституционная правда, изменчивый душевный импульс, невидимый и несуществующий в призме вечности. До абсурда не нужно доводить конечно, но нужно знать: Богу угодно, когда всегда и во всем мы уповаем на Него.

А насчет фильма: хотят люди светского искусства или нет, но в кинематографе вообще, а особенно в западном как правило присутствует какое-то вкрапление лжи, искажающее истинное положение вещей на земле, и думается из за того еще, что они давно уже лишили понятие Истины, её заглавной буквы.