Владимир Остаченов Отец
Священник
История консультаций пользователя «Cfif»
Здравствуйте! Скажите мне, пожалуйста, откуда взялись в Христианстве иконы? Почему люди поклоняются мощям «святым» людей? Ведь во Второзаконии 4:15–20 написано: «15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений
Православные не поклоняются иконам, как Богу, но воздают почитание святым людям, изображенным на них. Кумир и идол — это самостоятельные объекты поклонения, призванные заменить Бога, являющиеся как бы божками для покланяющегося им. «Икона — слово греческого языка, переводится на русский как „образ“.
Почитая икону, мы чтим образ Божий, воплотившийся на земле. «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын Божий, сущий в недре Отчем, он явил», говорит ап. Иоанн в Евангелии. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши…» так начинается послание ар. Иоанна.
Мы приняли учение об иконопочитании из Византии, а у греков в терминологии есть совершенно два разных по смыслу слова, обозначающих поклонение: проскинесис — всецелое поклонение, предполагающее нераздельное служение и поклонение Единому Богу, и латрия — означает почитание, подобное тому, что мы воздаем родителям, храму и т. д. Например, пророк Давид говорит в псалме: «поклонюся ко храму святому Твоему». Он же от этого не становился идолопоклонником. А в алтаре ветхозаветного храма были изображения херувимов, сделанные по повелению Божьему, он же от этого не был осквернен идолостоянием.
Иконы не идолы, и они весьма полезны в жизни христианина, так как напоминают нам о присутствии Божьем, о котором мы так часто забываем. А если хотите развернутого ответа на этот вопрос, советую вам прочитать книгу диакона Андрея Кураева «Протестантам о Православии».