Владимир Остаченов Отец

Священник

История консультаций пользователя «Cfif»

Здравствуйте! Скажите мне, пожалуйста, откуда взялись в Христианстве иконы? Почему люди поклоняются мощям «святым» людей? Ведь во Второзаконии 4:15–20 написано: «15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, 17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, 18 изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; 19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом». И также Исход «20:2–6:2 Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Следовательно, если иконы и мощи — это идолы согласно Библии, то не является ли это заблуждением???

Православные не поклоняются иконам, как Богу, но воздают почитание святым людям, изображенным на них. Кумир и идол — это самостоятельные объекты поклонения, призванные заменить Бога, являющиеся как бы божками для покланяющегося им. «Икона — слово греческого языка, переводится на русский как „образ“.

Почитая икону, мы чтим образ Божий, воплотившийся на земле. «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын Божий, сущий в недре Отчем, он явил», говорит ап. Иоанн в Евангелии. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши…» так начинается послание ар. Иоанна.

Мы приняли учение об иконопочитании из Византии, а у греков в терминологии есть совершенно два разных по смыслу слова, обозначающих поклонение: проскинесис — всецелое поклонение, предполагающее нераздельное служение и поклонение Единому Богу, и латрия — означает почитание, подобное тому, что мы воздаем родителям, храму и т. д. Например, пророк Давид говорит в псалме: «поклонюся ко храму святому Твоему». Он же от этого не становился идолопоклонником. А в алтаре ветхозаветного храма были изображения херувимов, сделанные по повелению Божьему, он же от этого не был осквернен идолостоянием.

Иконы не идолы, и они весьма полезны в жизни христианина, так как напоминают нам о присутствии Божьем, о котором мы так часто забываем. А если хотите развернутого ответа на этот вопрос, советую вам прочитать книгу диакона Андрея Кураева «Протестантам о Православии».