Владимир Остаченов Отец
Священник
История консультаций пользователя «константин»
Здравствуйте, отец Владимир.
Мне очень импонирует одна из малоизвестных представительниц Дома Романовых — Анна Леопольдовна, более известная как мать Иоанна Антоновича. Смутило то, что после её устранения с трона Елизавета Петровна запретила её церковное поминовение. И еще несколько смутило то, что АЛ часто ассоциируют с
А сейчас за неё молятся (в храмах СНГ)? И как правильно молиться за Государыню (пусть она и умерла в изгнании, формально не будучи уже правительницей)? Мне она душевно близка, потому что из документов исторических знаю, что она много и хорошего успела сделать для людей и, кстати, для Церкви, для православия. И наставником её был Феофан Прокопович, очень уважаемый и учёный человек Церкви.
Здравствуйте, Константин. Все земные звания и регалии спадают с человека вместе со смертью, за её порогом уже и царь и раб равны. Поэтому Церковь
Насчёт Феофана Прокоповича — эта фигура крайне противоречивая, адекватную полновесную оценку его церковности можно найти в книге «Пути русского богословия», Георгия Флоровского. Феофан был послушным орудием Петра Первого, яростным защитником цезарепапизма и по духу самым натуральным протестантом, брезгливо относящимся к православному преданию, вследствии чего его менторство над Анной Леопольдовной вряд ли будет существенным аргументом в её пользу.
Насчёт упомянутой ЛБГТ темы, ничего не знаю, да зачем в это вникать. Если она умерла в мире с Церковью, за неё можно молиться в храме, но это не означает никакой обязательности. Монархия и Церковь не такие уж взаимозависимые величины, как это иногда манифестируется в околоцерковных кругах, поэтому и поминовение усопших государей — дело свободного выбора.
Отец Владимир, благодарю Вас за Ваш чуткий и подробный ответ по поводу идеологии Дулумана! Я поясню — ни в коем случае не считаю себя его последователем. (Атеистом был и очень недолго, и то очень давно…).
Вопрос заключался в том, как можно убедить людей, так сказать, верующих в Дулумана, и приводящих его в пример! А то он наводнил своими роликами Интернет и это всё очень грустно.
Ясно, рад за вас, Константин! Есть множество косвенных доказательств доказательств бытия Бога, основные: космологический, телеологический, нравственный и исторический. Очень убедительно для светского человека об этом говорят русские философы Иван Ильин и Семён Франк. Уровень их аргументации так высок, что скорее будет сложен для сознания обывателя, их произведения направлены к интеллигенции. Но всё же, все эти доказательства неизбежно косвенны, по простой причине: всё существующее может быть познано эмпирически, через естественные органы человеческого естества. Бог же захотел, чтобы Он был познаваем лишь любовью, высшей нравственной силой — безразличным исследователям не добраться до Него.
Поэтому то единственный неопровержимый человеческий довод в пользу действительности существования Бога только один. Звучит он так: я сам знаю Его, я с Ним знаком. Но такой довод убедителен только для его носителя, так что не желающий вступить на путь духовного познания обречён, никто не сможет его убедить. Это звучит жестоко, зато в ней есть предупреждение, пусть оно пугает бедных атеистов.
Здравствуйте! Ваше мнение о Евграфе Дулумане, есть ли у Вас убедительные аргументы против его идей?
Здравствуйте, Константин! Если говорить о Дулумане лично, мне кажется, в советское время громкое отречение от веры было хорошим аргументом перед советской властью в пользу хорошего устройства жизни и дальнейшей карьеры, что было особенно важно для Дулумана, три раза провалившего экзамены в различные Вузы.
Конечно, подлинной веры он не имел, а семинария, скажу вам откровенно, как впрочем и любое духовное учреждение, отнюдь не способствует укреплению веры, я сам учился, говорю от своего опыта. Чтобы верить в Бога, необходимо иметь личный опыт встречи с невидимой силой, пропущенный через проверку Евангелием. Опыт доказывает истины веры, я это знаю сам очень хорошо. Вера вещь хрупкая поначалу и если в ней присутствует мировоззренческая ошибка, то она рано или поздно больно ударит человека не знакомого хорошо с источником истинного знания о Боге. Я много мог бы об этом рассказать, но здесь не место пространным примерам.
Что касается атеистической борьбы Дулумана, у него слишком много сказано, чтобы опять таки здесь полемизировать. В целом церковная апологетика отвечает на большинство вопросов атеизма в обычных своих учебниках.
Я бы вас попросил не постесняться и следующим письмом озвучить несколько вопросов, давайте в пределах 3, самых для вас убедительных из идей профессора Дулумана. Мне самому интересно, что ж он смог найти нового в этой старой перепаханой дискуссионной долине? Я вам с удовольствием бы ответил на это.