Владимир Остаченов Отец

Священник

История консультаций пользователя «Татьяна»

Здравствуйте, Отец Владимир! Не знаю, что со мной происходит, у меня периодически встречаются вспышки гнева. Раньше я думала про усталость от работы и более менее могла справиться с собой. Иногда принимала успокоительные и на время успокаивалась, сейчас мой гнев и раздражение всё чаще выходят наружу. Я кричу на 7-летнего ребенка, матерюсь. Это происходит как во сне. Потом когда ребенок уже плачет я успокаиваюсь и начинаю сожалеть, что накричала так сильно, Виню себя. Потом не могу уснуть долго из-за этого, страдаю, клянусь себе, что больше никогда не накричу, но наступает завтра и всё с начала.

Я не знаю как мне справиться с собой. Иду домой, думаю, уговариваю себя не ругаться. Но потом как будто на меня что-то находит и я не могу уже остановиться. Мой нательный крестик почернел. Всё чаще, меня посещает мысль, что во мне сидит бес. Как его оттуда выгнать? Раньше я часто посещала церковь, но сейчас как-то не могу туда дойти, ищу отговорки, что занята, нет времени, завтра схожу… Помогите советом, что делать? Боюсь за себя, ребёнка и своих близких, но пока ничего не могу с собой поделать.

Здравствуйте, Татьяна! По учению христианских святых отцов, гнев рождается от двух причин. Первая это самолюбие, под ним разумеется пристрастное и чрезмерное любление собственного тела, и искание ему комфорта, удовольствия и покоя, достаточных для оптимального телесного самочувствия. Многие скажут конечно, что в этом плохого, искать телу комфорт? Сейчас подлинное христианское мировоззрение отстоит довольно далеко от наших представлений, так что иногда не знаешь с какого края начать объяснять ту или иную христианскую идею.

Во-первых тело всегда представлялось у нас таким осликом, который должен служить душе и быть только средством, но никогда не целью, а во вторых, если ему начинаешь угождать, его потребность безгранично разрастается, порождая неудовлетворённость и сколько бы ни было благ, телесная потребность быстро пресыщается и требует всё большего и лучшего, порабощая человеческую личность. Поэтому мы говорим что самолюбие (первый источник гнева) это плохо. Почему оно, кстати вызывает гнев? Потому что ставит человека в неправильное положение в мире, который Богом так задуман, чтобы каждый предмет нёс определённую функцию и не выходил за пределы, ему назначенные. А самолюбие выводит тело за эти пределы, но при этом происходит интересное последствие: весь мир вокруг не соглашается с этим! Мир который вокруг нас не даёт нам комфорта и покоя, тревожит и отягощает трудами и обязанностями, отнимает нужный нам ресурс… И вот — как защитная реакция порождается гнев: человек, взявший самолюбие модусом для тела, не согласен с таким к себе отношением извне, от детей ли оно, от друзей, от коллег исходит или от незнакомых — да даже от неодушевлённых предметов и от всего мирового устройства, которые всё раздражает и бесит.

Второй источник гнева это гордость, неправильное мнение о себе как личности. У нас всех она зашкаливает, поверьте. Вот читаешь святых отцов, у них было смирение. Как они судили о себе, будучи благородными, кроткими, милосердными и мудрыми людьми? Все как один говорили — я ничто, я ниже всех людей, а всё, что я имею, принадлежит не мне, а тому кто дал мне это: Богу, от которого жизнь, мир вокруг, воздух в моих ноздрях и сами ноздри с дыхательным механизмом и вообще, что есть моего у меня? Да пожалуй только мой выбор, который, увы, не безукоризнен. Поэтому кто я? У нас всё иначе, мы думаем высоко в принципе о человечестве, нас научили: человек это звучит гордо! Человек пишется с большой буквы, он есть мера всех вещей! Это в целом, а о себе еще круче, просто не замечает того, как гордость пронизывает всю нашу деятельность, все поступки и суждения, даже мимику и жесты, а главное — она обманывает нас, заставляя думать что мы достойны лучшего удела в силу того, что хороши и весьма. Даже комплекс неполноценности, как ни странно, есть порождение гордости. Так вот, результатом бывает то же, что и с самолюбием: мир сопротивляется человеку живущему в модусе гордости и тот мучается от недостаточно высокой оценки от окружающего мира и часто бывает взбешён. Это всё общие законы, поглядите, как они относятся к вашему конкретному случаю.

Одно могу сказать — невозможно бороться с собой в одиночку, всегда проиграешь. Противник ведь даже не равносильный, наша тёмная сторона представлена духами злобы поднебесными, а мы со своей хлипенькой психологией, со своим подслеповатым самоанализом… всё это обречено. Только в Церкви, где тебя облегает весь комплекс средств, Богом данный, есть шансы как то подлечиться, и то, при условии серьёзного и вдумчивого отношения. Простите что так пространно, но хотелось поделиться содержательно. Божьей помощи вам!