Владимир Остаченов Отец

Священник

История консультаций пользователя «Анна»

Батюшка Владимир, благословите! Вы меня простите за такой вопрос, но очень хочется принять решение. Неделю назад я была в одной деревне и посетила местный храм. На проповеди от протоирея услышала вот что: «я говорю вам, что патриарх Кирилл еретик и поминать я его больше не буду». Простите! Предварительно говорил о том, что в нашу православную церковь сейчас войдёт ересь, предсказания святых отцов сбываются. Я кратко. Я честно не знаю как теперь быть и кого в церкви слушать! Как правильно поступить?

Здравствуйте, Анна! Немудрено, что начались эти выступления, возможно они будут принимать широкий размах и окончатся новым большим расколом в Русской Церкви. Встреча патриарха с папой это нонсенс, этого не было в России никогда, мы увидели что-то совсем незнакомое. Насколько это критично, катастрофично? Честно скажу — я не знаю. Нам стоит подождать плодов этого общения: как оно отразится на наших православных догматах, на нашем учении, не войдет ли в православие через этот контакт с католиками дух западного разложения?

Но мне кажется, что этого сейчас еще не случится.

Чтобы понять, что такое еретик, нужно знать определение этого слова. Еретик — это человек, внёсший в хранящееся в Церкви откровение Божье — ложь, искажение, и после этого, подвергшись обличению от лица Церкви, продолжающий защищать своё мнение, упорствующий в нём. А патриарх Кирилл догматов не искажал, он не еретик конечно. Но встреча с папой насторожила и испугала многих, ведь мы все знаем — никто из людей не застрахован от ошибки, в том числе патриарх.

Сам я воспринял происшедшее без паники. Я верю — Бог не даст погибнуть душе человека, доколе тот терпеливо и добросовестно несёт свою церковную ношу и стремится к чистой, добродетельной жизни. Такого человека навряд ли удастся обмануть, сама его душа почувствует нечистоту, подаст ему сигнал. И таких людей в нашей Церкви много, они составляют её ядро, окружающее Бога, это ядро, эта общность обязательно подаст нам сигнал, если в Церкви случится отступление. Но будут случаться и ложные сигналы, чтобы не обмануться — давайте отслеживать содержание обвинений. Пока что ереси нет, это факт. Моё мнение — живём благочестиво и ждём, что будет дальше.

Благословите! Отец Владимир, подскажите, пожалуйста, что можно сделать (кому помолиться?), если после причастия плохо себя чувствуешь, плохо получается сосредоточиться на молитве, ум рассеянный и совсем пропадает желание молиться, не могу воздерживаться в еде, нервничаю по любому поводу. Очень сложно!

Бог благословит вас, Ольга! То, что вы чувствуете, нормально. Никаких высокодуховных состояний нам после Причастия не обещано, мы получаем согласное с нашим духовным уровнем. Святоотеческое учение говорит о том, что чем выше дарование, тем сильнее искушение, вот нам и дается поприще для борьбы. Вникните в себя, постарайтесь понять настрой своего ума после Причастия. Иногда случается, что принятое Таинство внутренне воспринимаешь как свою заслугу, не замечая этого. А все мы ощущаем: за заслугу положена награда и подсознательно поднимаешь себе цену, что неумолимо делает нас жестче и придирчивее в отношениях с людьми. Свою лепту вносит и усталость от подготовки — хорошо бы иметь время для отдыха, одиночества. Ну и демоны пытаются забрать у нас полученное, к этому нужно готовиться: уготовихся — и не смутихся, так в Псалтири написано. Не страдайте сильно по поводу чувств и состояний — не они индикаторы нашего союза с Богом, а степень непреклонности нашей разумной воли.

Благословите! Отец Владимир, скажите, пожалуйста, читаю: в одних книгах —старцы советуют, как можно чаще причащаться, в других — причащаться часто не нужно, а только тогда, когда как следует приготовишься, когда покаяние со слезами, когда есть благоговение и любовь к Богу и Страх Божий.

Но от частого причащения пропадает благоговение и любовь к Богу, а покаянное чувство и сердечное раскаяние у меня появляется раз в полгода (ждать?). Или можно этого не имея, причащаться часто и не переживать, что нет покаяния и благоговения?

В настоящее время смотрю на потребность души, об остальном прошу в молитве. Спаси Господи!

Бог благословит, Анна! Старцы, как правило, писали определенным людям, далеко не все их советы применимы для нас.

В любом случае, на начальном этапе ориентироваться на чувство не стоит, оно слишком изменчиво. Его нужно возгревать конечно, но мотивом может служить только разумная воля. Даже если нет сильного чувства, но есть твердая дисциплина воли, заставляющая отдавать постоянно часть жизни Богу через регулярную молитву и богослужение, результатом будет чистая совесть и обоснованная надежда на милость Божью.

Для частоты причащения нужно правило, назначенное духовником, которому вы доверились, советуйтесь с ним и будьте спокойны.

Покаяние и покаянное чувство это разные вещи. Для нас покаяние это прежде всего дело служения Богу, оно доказывает что Бог является для нас Объектом нашего осознанного и добровольного стремления, а не грех.

А чувство рождается сердцем, сердце же — самый трудно исправимый орган в нас, оно наиболее инертно и нестабильно, так что чувство духовное всегда будет проявляться реже нежели совершаемое духовное дело. Это нормально. То, что от частого причащения пропадает любовь к Богу, это уже ненормально.

Советую вам не доверять своим эмоциям, они вовсе не тождественны духовному переживанию. Первое — это наше, от плоти и крови, душевное; второе — от Духа Божия, духовное, и дается гораздо реже, но даваться будет, если мы сохраним волю непреклонной.