Консультант Ольга Владимировна Макарова

Ольга Владимировна Макарова

Психолог

  • Стаж работы 33 года
  • Контакты

    Телефон: +7 914 790-89-12
    Сайт: fatumlab.ru

История консультаций пользователя «Елена Клейменова»

Как вырастить порядочного человека?

Добрый день, Ольга Владимировна! Моей дочери 11 лет. Она постоянно, что-то сочиняет о том, что приключилось с ней и с ее друзьями — отличить ее фантазии от реальности порой бывает невозможно. До недавней поры я не считала это проблемой. Она с большим интересом и желанием занимается в театральной школе и там эта богатая фантазия помогает ей. Но на днях выяснилось, что она стала лгать, что бы манипулировать людьми. И это меня очень пугает, я боюсь что из нее вырастет подлый человек. Как этого избежать и не поздно ли?

Попытаюсь описать 3 последних случая.

Обычно по вторникам у них в школе контрольные по математике, и мы всегда по понедельникам стараемся подготовиться к ней. Но она мне соврала, что учительница сказала, что в этот раз контрольная будет в среду. Как потом выяснилось — ей просто лень было готовиться. Я ей объяснила, что врать маме не хорошо и когда в следующий раз тебе будет лень — просто скажи, что ты устала. И мы вместе найдем выход.

Потом выяснилось, что она регулярно обманывала меня по поводу английского языка. Дочь моя действительно сильно занята после средней школы — она посещает театральную. И я ей всегда помогаю делать уроки. Но переписать в словарь новые английские слова она может и сама, поэтому это я не проверяю обычно. Я просто, зная ее рассеянность, всегда спрашиваю потом — переписала или нет? Она отвечала мне всегда, что да. И вдруг выяснилось, что за всю последнюю четверть она не переписала ни одного слова в словарь.

Тут я опять подумала — бедный ребенок перегружен вот и врет. Объяснила ей как это не хорошо. Сказала, чтобы она следующий раз сказала мне, что устала, я могу даже сама за неё записать слова в тетрадь, только пусть не врёт. Она мне сказала, что все поняла.

Мы даже сократили ей нагрузку в театральной школе, что бы она меньше уставала.

Но и это не помогло.

Последнее вранье я вообще объяснить себе никак не могу.

В театральной школе была премьера спектакля. Потом после нее должен был быть фуршет у детей. По дороге на премьеру в машине я дочери напоминала, что у нее начались каникулы и через несколько дней мы едем по ее просьбе в Италию. И так как она часто болеет, я ее очень просила соблюдать правила личной гигиены — не давать свою помаду на гриме никому и не брать ни у кого, еще раз объяснив почему. Напомнила обязательно помыть руки перед фуршетом. Она посмотрела на меня честными, ясными глазами, и сказала — «ну, конечно, мамочка».

После премьеры перед дверью на фуршет стояла одна из мам и заворачивала всех детей сначала в туалет — мыть руки.

Моя дочь зашла в туалет просто постояла там и вышла, сделав вид, что она помыла руки. Я как-то уже интуитивно почувствовала, что она их не помыла — потрогала и действительно так.

Тут у меня в голове все вспомнилось, и я поняла, что она и дома так делает. Тут я просто озверела, испугалась как дальше жить с такой лгуньей. И наказала ее лишив фуршета.

Дома мы с ней поговорили, я попыталась у нее выведать почему она так делает. Она сказала сама не знает — как будто кто-то плохой в ней сидит и все время говорит ей сделай так — тебе так легче будет.

Я ей объяснила, что так во всех людях борется хорошее и плохое. Нужно постоянно работать над собой и выбирать хорошее, а то плохое победит. Объяснила что, во вселенную если отправишь плохое, то оно к тебе и вернется. Объяснила, что вранье это очень плохо. И что плохое ей вернулось в виде лишения долгожданного банкета.

Что я не так делаю? Как объяснить 11-летнему ребенку, что некоторое вранье бывает очень подлым? И как вырастить порядочного человека?

Здравствуйте, Елена!
Большое и достаточно подробное письмо. В Вас уже появилось сомнение, что что-то Вы делаете не так — это важный импульс. В таком случае вопрос: почему Вы не готовы обсудить это с психологом в личной беседе?

Думаю, что у Вас с дочерью слишком тесная связь, слишком сильный контроль. Эта неразрывность и дает о себе знать, ведь девочке уже 11 лет. Для Вашей настроенности на очную работу поставлю еще несколько вопросов.

Но сначала будем точны в определениях. Не будем называть фантазиями обычной вранье (ложь во спасение, если хотите). Ложь в качестве манипуляции тоже встречается, но не в тех примерах, которые Вы описали. Страх, что вырастет подлый человек — это Ваш страх, с которым надо поделиться с психологом.

А теперь о вопросах, которые возникают из трех примеров.

Если Вы поняли, что ей было лень, устала, потому и пришлось вот так сказать маме, которая предлагает вместе найти выход. Может быть девочку не устраивают такие поиски выхода, она их боится? Каково пребывать при полном контроле, как в первом классе, когда изменяются интересы, да и аттестат получать ей, а не маме?

Вы признаете, что она сильно занята. Возможно, и рассеянностью уже приходится называть чрезмерную загруженность. И снова уроки вместе, полный контроль. И вот, не переписала слова в словарь. Только сократилась нагрузка в театральной школе. Почему?

Ситуация с немытыми руками больше похожа на сопротивление. Елена, поместите себя в ситуацию тотального контроля: от личной гигиены до последнего выписанного слова? Может быть, так и было в Вашем детстве?

Ваша дочь взрослеет, становится интересной личностью, которой тяжело дышать в обстановке тотального контроля и страха мамы, что вырастет подлый человек.

Как ей понять и почувствовать, что это ее жизнь, ее будущее, ее уроки и ее не выписанные слова?

Желаю вам взаимопонимания. И к психологу, конечно! Ольга Владимировна Макарова.