Елена Владимировна Романова

Психотерапевт

  • Стаж работы 25 лет

Консультант в данный момент не проводит приём вопросов.

История консультаций пользователя «Инесса»

Елена Владимировна, хочу спросить Вашего совета, как быть в данной ситуации. Мой старший сын, ему 12 лет, никак не хочет учиться, интерес к учебе нулевой. Ни один предмет у него не вызывает интереса, ленится, всегда очень долго и нудно выполняет задания, выматывает всех. И так каждый вечер. Приходиться постоянно контролировать его, потому что последнее время врёт, и приходится иногда от учителей узнавать очень неприятные новости по его учебе. Не стремится исправить плохие оценки, пока уже мы сами не настоим на том, что надо это сделать. Частенько ведём с ним беседы про взрослую жизнь. Но он, по-моему, и не слушает нас с отцом. Ни одна из мотиваций не может его убедить, что нужно хотя бы стараться учиться, пробовать, иначе вообще ничего не получится, и дальше с учебой будет только сложней. Живем мы отдельно от бабушек. Наша семья: папа, мама, сын и младшая дочь, ей 3 года. С сестрой отношения дружные. Он ее любит. Подскажите, с чего начать, какой найти к нему подход, чтобы у него появился хотя бы маленький интерес к учебе. Заранее спасибо за ответ.

Уважаемая Инесса, я бы сместила фокус Вашего беспокойства с учебы на степень доверия между Вами и сыном, а также на его отношения с одноклассниками. Да, мотивация на учебу, пожалуй, самое непредсказуемое явление в школьной жизни ребенка, а уж подростка тем более. И многих родителей, учителей эта тема не без оснований беспокоит. Но часто это то, на что не всегда возможно влиять. Посмотрим, что значимо, для 12-тилетнего подростка? Признание в «своей» компании, роль в ней, впервые появляющееся ощущение свободы от родительского контроля, мысли о своей жизни, о предназначении в этом мире. Поэтому «закручивание гаек» в виде усиления наказания за плохую учебу, ограничение общения с друзьями и прочее точно будет неэффективным. С подростком можно только выстраивать конструктивный диалог, используя, например, в качестве ресурсов его личную успешность в среде тех, мнение кого для него значимо. А также вызовы самому себе, «спор» с самим собой («смогу или не смогу?», «мне это по силам»).

Если Вы встанете рядом с ним, и он ощутит Вашу поддержку и принятие, Вашу гордость его успехами, взаимопонимание с ним, он сможет свернуть горы (и не только в учебе).

Чем он еще занимается, чего хочет достичь лет через 20? Вообще насколько Вы в курсе его мечтаний? Установите с ним доверительные отношения не на почве учебы, а вообще, как с Личностью. Это сложно. Но очень важно. И для Вас. И для Него.

Вот статья «Возможности экзистенциальной терапии «трудных» подростков», в ней есть специальные термины, но думаю, с ней можно разобраться внимательному читателю. Значение некоторых из терминов:

«Экзистенция —
это существование человека именно как человека во всей проблематичности, трагичности собственного бытия» ©.
«Экзистенциальная психология —
направление, исходящее
из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы: тревога, проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, смысла и бессмысленности бытия» ©

Думаю, будет над чем подумать.