Елена Владимировна Романова

Психотерапевт

  • Стаж работы 26 лет

Консультант в данный момент не проводит приём вопросов.

История консультаций пользователя «Ольга»

Здравствуйте, Елена Владимировна! У меня к вам такой вопрос: моему ребёнку 4 года, мальчик, проживает в последние 3 года с бабушкой, ходит в садик с полутора лет, коммуникабельный, активный, в общем, нормальный здоровый малыш. Я приезжаю на выходные где-то раз в 3 недели. Последние полгода у него начались приколы: он дёргает заусеницы, высовывает язык. Это всё происходит во время игры. Иногда может спрятаться и дергать пальцы прям до крови. Мы уже обращались к неврологу, нам прописали курс лечения: пантокальцин, витамины и фенибуд + массаж. Мы всё сделали, но единственный результат - он стал нормально спать по ночам, а всё остальное он как делал, так и делает, иногда даже с большей слой. Мы с ним постоянно разговариваем на эту тему, он всё понимает, говорит, что не будет, но всё продолжается. Мы его не ругаем. Я не замечаю каких-то ещё отклонений, каждый день разговариваю с ним по телефону, но ситуация не разрешается. Что бы вы посоветовали в этом случае, какой диагноз это может быть?
Здравствуйте, уважаемая Ольга! Описанные Вами проявления (а именно: "дёргает заусеницы, высовывает язык") относятся к патологическим привычным действиям у детей. Сюда же причисляют сосание пальца, кусание ногтей, выдергивание волос, ресниц, бровей, раскачивание туловища и головы из стороны в сторону, возбуждение половых органов, сосание языка и др. Другие названия - "патологические привычки", "стереотипные двигательные расстройства", "навязчивые невротические реакции" и др. Эти действия способствуют уменьшению повышенной возбудимости, снижению чувства беспокойства. Они непроизвольны, т.е. действия совершаются бесконтрольно со стороны ребенка, "автоматизированы", ребенок не может сознательно управлять ими, даже несмотря на постоянный контроль родителей и угрозу наказания. Как правило, появляются при волнении или возбуждении, в том числе при разговоре, ожидании, выступлении, просмотре интересных передач и пр. Являются признаком длительного эмоционального неблагополучия ребенка. Конечно, возникновение патологической привычки происходит чаще при воздействии подобных стрессовых факторов и наличии некоторой предрасположенности (например, минимальной мозговой дисфункции, если ребенок из группы риска по заболевания нервной системы). Первоочередные задачи для избавления от этих привычек - обнаружение тех неблагоприятных ситуаций окружающей ребенка жизни, которые вызывают и сохраняют расстройства. Это, прежде всего, преодоление эмоциональной депривации, отгороженности со стороны родителей (т.е. увеличение позитивных эмоциональных контактов с ребенком - прикосновения, словесные поощрения, совместные игры и другое; собственно, все, что приносит именно Вашему ребенку положительные эмоции). Безусловно, следует проконсультироваться с невропатологом. Но наиболее эффективным будет комплексное лечение: медикаментозная терапия, физиотерапия и психотерапия/психокоррекция, по возможности, общий массаж и иглорефлексотерапия. Основное направление лечения - седативное, т.е. снижении нервно-психического напряжения, уровня тревожности, а также нормализация сна, настроения. Основные специалисты, к которым следует обращаться с подобными проблемами - невропатолог, психотерапевт, психолог (невропатолог первый в списке, т.к. сначала необходимо исключить патологию головного мозга). В чем может заключаться помощь психотерапевта/психолога? Коррекция особенностей системы воспитания, улучшение внутрисемейных отношений, установление менее болезненных для ребенка отношений с родителями (т.е. если нельзя изменить количество времени, проводимого ребенком вместе с Вами, следует дополнить жизнь ребенка общением с Вами с помощью каких-либо "посредников": т.е. подумать вместе с ребенком, что может ему помочь меньше скучать по Вам) и в коллективе. Кроме того, имеет смысл также разнообразить общение ребенка со сверстниками, занимать чем-либо интересным для него. Важно помнить также, что психотравмирующие ситуации могут быть и внешними - в детском саду, например. Чего не следует делать: призывать ребенка контролировать свои патологические привычки, ругать за них, фиксировать на них внимание ребенка и окружающих.