Елена Владимировна Романова

Психотерапевт

  • Стаж работы 26 лет

Консультант в данный момент не проводит приём вопросов.

История консультаций пользователя «Елена»

Здравствуйте! Моему сыну 2,5 года. Я не помню, когда это началось, но после 2 лет точно, но до этого он был спокойный ребенок. Сейчас он психует, если что-то не получается. Например, смотрит мультики на планшете, а там плохо сенсор работает, не может что-то нажать, начинает кричать и кидает планшет, потом может начать плакать. Так же и с другими вещами. Что такое подождать, он не понимает, ему нужно прямо сию секунду. Например, просит печенье, пока я открываю пакет, он может стоять и реветь, и бить меня, чтобы я ему дала его. На мое спокойное — сейчас открою и дам — никак не реагирует. Раньше кота не трогал, только играл с ним и смеялся, а сейчас может подойти и начать его бить, даже если кот лежит и спит. На мои слова — кисе больно, не бей, не трогай его, прекрати, так нельзя — тоже не реагирует. Заставить его делать то, что он не хочет невозможно, сразу же кричит и нервничает. Он дерется. Например, время обеда, пытаюсь его накормить, а он хочет конфеты или печенье. Говорю ему — сначала покушай, потом конфеты — он конечно же, со мной не соглашается, начинает опять же плакать, требовать и в этот момент начинает меня бить.

Сначала я его ругала, говорила что нельзя, потом стала хлопать по попе, но никаких изменений не произошло. Потом уже стала бить по рукам со словами — руки плохие, дерутся. Но опять же он как дрался, когда его что-то не устраивает, так и дерется.

В нашей семье муж очень сильно эмоциональный, орет по поводу и без. Вот например сегодня они с сыном были на кухне. Мужу кто-то по работе позвонил. Когда закончил разговаривать, ребенок стул как то не так подвинул и поставил себе на ногу, стоит и плачет орет. Муж в непонятках, не видя, что с ноги надо убрать стал орать — че ты орешь? *** твою мать! И вот в таком духе. Сам, конечно, смотрел и пытался понять почему орет. Но потом увидел, убрал с ноги и стал на него кричать,— зачем ты вообще двигаешь? и т. п. Если мочалка не там лежит, тоже кричит, что я ее не туда положила. Все это такие мелочи, но у него вызывают бурю эмоций, которую ребенок иногда видит. Таким он был почти всегда, лет с 12 (сейчас 28), он поорет и очень быстро отходит, минута-две, и он уже спокойно разговаривает, будто ничего и не было.

Раньше я старалась держать себя в руках, не реагировать на его крики, а сейчас я беременна вторым, и не всегда получается сдерживаться, тоже начинаю кричать, чтобы он успокоился и вышел из комнаты. Но я после этого хожу психую сама с собой, долго успокаиваюсь, меня все это сильно задевает и волнует, так как я ненавижу крики и не хочу, чтобы ребенок тоже их слушал, хочу чтобы все это прекратилось, но мне это не по силам.

У меня несколько вопросов.

  1. Это у сына такой период или уже проявляется характер (или перенимает его у отца)?
  2. Как мне вести себя с сыном, когда он дерется и нервничает? В основном ребенок спокойный, ходит играется, просто так не плачет, смеется, прыгает…
  3. Влияют ли такие эмоции мужа на ребенка? И еще есть вопрос, правда ли что какие черты характера ребенок приобретет до 3 лет, таким он и будет в жизни, и что после 3 лет придется только исправлять какие-то нехорошие черты характера?

Уважаемая Елена,

  1. С одной стороны, конечно, это период жизни у него такой сложный (подростковый возраст в миниатюре — кризис 3-хлетнего возраста). С другой — врожденные особенности темперамента предопределяют тип и особенности его реагирования. С третьей, конечно, многое зависит от реакции окружающих на его поведение (как действуете Вы, другие домашние и т. д. )
  2. Спокойно, последовательно, четко устанавливая границы.

    Об истериках мы частенько уже говорили (см. ранее здесь и в теме на форуме), поэтому даю лишь ссылочки на статьи: «Обращение к родителям», «Правила для родителей и воспитателей по взаимодействию с гиперактивными детьми»<>, «Кризисы ребенка от полутора до 3 лет».

  3. Конечно, влияют. И достаточно сильно. Во-первых, это источник стресса, во-вторых, образец для подражания.

По поводу 3 лет. Скорее, вопрос в том, что привить те или иные полезные характеристики, заложить черты характера и поведения куда проще лет до 3–5. Позже также человек меняется в рамках врожденных особенностей (тут могут быть определенные ограничения, так, из меланхолика вряд ли получится вырастить 100% холерика, например), отвечая на те особенности окружающей среды, в которой находится, в том числе и на меры воспитательного воздействия со стороны заинтересованных лиц. Кроме того, по мере развития у ребенка формируется самосознание и способность к рефлексии (осознаванию мотивов поведения, оценке себя и окружающих), что также является мощным ресурсом для дальнейшего саморазвития в уже сознательном возрасте. Поэтому и в подростковом возрасте, и позже есть все шансы многое изменить в себе, но это потребует уже определенных усилий и внутренней работы от человека.

Здравствуйте! Моему сыну год и 8 месяцев. Где-то месяц назад и по сей день он периодически бьется головой или себя бьет, когда ему что-то не нравится или когда злится. Например, вечером убираем игрушки, а он их тут же раскидывает и смеется (играется). Я ему говорю, что надо идти спать, поздно, надо игрушки собрать, не надо их раскидывать и соответственно не даю ему это делать. Ему не нравится, что я запрещаю, и начинает бить себя или встает на колени, и головой об пол стучится. Иногда не сильно, а иногда плачет. Я уже и не реагировала, и ругала, и говорила спокойно, что так нельзя, и объясняла, что это больно, и когда он плакал говорила ему — ну вот видишь — больно, зачем бьешься головой, вава. Но результатов пока нет.

Сам по себе ребенок здоров, и никогда ни на что не жаловались, он больше наблюдательный, чем общительный. Дома активный, может немного побеситься, а может сидеть спокойно и книжки рассматривать. Возрастное ли это? Пару месяцев назад он обои отдирал, сейчас вроде прекратил, наверно, возрастное было. Как мне научить его по-другому справляться с негативными эмоциями? Что ему говорить, чтобы он так не делал? Буду благодарна вашей помощи.

Уважаемая Елена,
вряд ли в 1 год и 8 месяцев определяющим будет то, что Вы ему будете говорить, важнее, что Вы будете делать.

Постарайтесь отвлекать его, не фиксируйте лишний раз его внимание именно на этих действиях (он же по Вашей реакции чувствует, что как-то н е о б ы ч н оэмоционально Вы себя ведете — понятно, беспокоитесь о здоровье и безопасности,— и эта эмоциональная реакция привлекательна и приятна для него, неосознанно, конечно). Давайте ему те же эмоции просто так, спонтанно, чтобы не поддерживалась эта связь: «его действия — Ваша реакция».

Добавьте больше участия и положительных эмоций в ваше взаимодействие.

Для начала как-то так… Всего хорошего!