Елена Владимировна Романова

Психотерапевт

  • Стаж работы 25 лет

Консультант в данный момент не проводит приём вопросов.

История консультаций пользователя «Олеся»

Здравствуйте, Елена Владимировна! У меня ребёнок (2,9 лет) постоянно представляет себя разными животными: сегодня он хомяк, завтра он собака злая и т. д. В детском саду, думаю, дети его не понимают, говорят: «Ты не собака», а он настаивает. А дома всё чаще говорит: «У меня лапа чешется или хвост длинный…». Я, конечно, понимаю — детские фантазии, но как — то меня это настораживает…

Здравствуйте, уважаемая Олеся, приношу свои извинения за задержку с ответом (была без интернета).

Вы правы, фантазии ребенка могут быть очень разнообразны. Они выполняют множество функций: в частности, это и способ пережить стрессогенные события, защита, возможность попробовать что-то новое в поведении, примерить на себя подсмотренные у других действия. Поэтому мир фантазии и мир реальный для детей часто очень тесно переплетены.

Чтобы определиться, есть ли повод для беспокойства, важно оценить, насколько поглощен ребенок этим нереальным миром, понимая, что детские фантазии, как правило, носят неустойчивый характер и с течением времени легко меняются.

Если у Вас остаются сомнения, может помочь очная консультация психиатра/психотерапевта.

Кроме того, необходимо разобраться для себя, что таким образом сын хочет сказать? Не утверждаю, но попробую предположить. «Собака злая». Может, это: «Я злюсь на тебя из-за того, что ты …» «Хомяк» — «Я пушистый, мягкий, добрый». А, может, «я никому ничего не отдам, так как это — мои запасы». Мы же, рассказывая сказки, наделяем отдельных животных какими-то человеческими качествами (лиса хитрая, заяц трусливый). Вот если уточнить у него, что означают его «я хомяк» и пр. Если что-либо вполне определенное, можно с ним поговорить, что другим будет более понятно, если он вместо «собака злая», скажет о своих чувствах, переживаниях, желаниях.

И пусть Вас не смущает малый возраст ребенка, уже в 3–4 года с детьми можно говорить на довольно важные и серьезные темы.

Нельзя упустить также реакции окружающих, что говорят и делают в детском саду, дома. Если кто-либо (частенько бабушки) поддерживает жизнь в фантазиях, то подобное поведение будет сохраняться дольше. И это не обязательно напрямую («да, сейчас ты собака»), достаточно даже того, что значимые для него люди уделяют больше внимания, дают ему больше эмоций, когда он говорит о своих фантазиях. Ведь кто-то умиляется таким речам, кто-то начинает отговаривать, все больше эмоционально включаясь в разговор.

Всего Вам хорошего.

Добрый день, Елена Владимировна! Очень хотела бы узнать — это нормально, если у моего ребёнка (ему 2,7, мальчик) любимый цвет — чёрный? Всё предпочитает рисовать чёрным, и первый цвет, который он назвал был чёрный.

Уважаемая Олеся, а почему Вы решили, что черный — его ЛЮБИМЫЙ цвет?;) Использует его, еще не означает, что «любит».

Раньше уже мы обсуждали этот вопрос.

В возрасте лет до 4 вообще сложно оценивать результаты художественного творчества детей. Изображенное на рисунке весьма отдаленно напоминает то, что изображалось. Один и тот же овал в равной мере может оказаться и мамой, и машинкой.

Важен сам процесс взаимодействия ребенка с пространством, опыт влияния на него, попытки оставить собственный след. А какой цвет наиболее контрастен по отношению к светлой поверхности? Конечно, не солнечный желтый или нежный розовый.

Давайте больше разноцветных карандашей, рисуйте пальчиковыми красками, учите его правильно подбирать цвет к отдельным простым предметам (елка, солнце, небо и пр.), пытайтесь рисовать «с натуры», рисовать тем же цветом, что и срисовываемый предмет.

Даже если рисует только черным, для заключения о здоровье ребенка необходимо оценивать особенности его психического состояния и поведения, в том числе его настроение, сон и пр.

Пока такие комментарии.

Удачи!