Оксана Михайловна Кольцова

Невролог

  • Стаж работы 30 лет

Консультант в данный момент не проводит приём вопросов.

История консультаций пользователя «людмила»

Ребенку 3,8, он не разговаривает, все понимает, делает, что говорят. Во всем помогает, считает и говорит на своем языке. Что делать?

Добрый день, Людмила! Отвечаю конкретно на поставленный вопрос: бейте тревогу. Ищите врача невролога, который будет заниматься речью ребенка. Лечение должно быть комплексным: медикаментозное — обязательно, физиотерапия, мануальная терапия, рефлексотерапия. Может, найдете специалиста по Денас терапии, которой Вы можете обучиться и проводить процедуры дома. Прикрепляю статью специалиста нашего института по проблеме отсутствия речи.

Если ребенок не разговаривает

Есть мнение, что ребенок сам может научиться говорить, и только к ближе к школьному возрасту, родители понимают, что упустили время. Так что же делать, если ваш ребенок не говорит? На вопросы читателей отвечает врач Института вертеброневрологии и мануальной медицины ДЭНАС — терапевт Лисецкая Наталья Геннадьевна.

— Правда ли что в последнее время увеличилось число детей с тяжелыми психоречевыми нарушениями и почему?

— Да, действительно количество таких детей неуклонно растет и в этом много социальных, психологических и, конечно же, медицинских проблем. Речь — это форма высшей нервной деятельности человека, сложный психологический процесс. Развитие речи продолжается всю жизнь и отражает его личностную деятельность. В осуществлении речи принимают участие различные отделы коры головного мозга, корковые речевые зоны. Несмотря на большое количество исследований и программ по повышению качества ведения беременности и родов, число детей с перинатальными поражениями центральной нервной остается высоким и занимает главное место в структуре детской неврологической заболеваемости и составляет 30 случаев на 1000 родившихся, и является одной из причин формирования нарушений психоневрологического развития, в первую очередь — речевого развития. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, а родовые черепномозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывает локальные повреждения различных областей коры головного мозга. Характер речевых расстройств зависит от локализации, тяжести и времени поражения нервной системы. Вот почему родители детей с перинатальной патологией должны посещать детского невролога и внимательно наблюдать за своим ребенком.

— На что должны обращать внимание родители и что должно их насторожить в поведении ребенка?

— Прежде всего рассмотрим этапы развития ребенка:

В возрасте 2–4 месяца ребенок должен поднимать голову и удерживать ее, переворачиваться, следить за предметом, улыбаться. Узнавать близких, «гулить».

В 6 месяцев — ребенок переворачивается, сидит, играет с игрушками, поворачивается в сторону звука, появляются слоги.

В 9 месяцев малыш сидит без поддержки, ползает, встает с поддержкой, повторяет жесты, кормит себя руками, откликается на имя, говорит отдельные слова и слоги: мама, папа, дай, на и др… Узнает близких, боится незнакомых, играет с игрушками.

В год как правило дети уже ходят, говорят 3–6 слов, понимают интонационную и обращенную речь, играют в простые игры.

В 1,5 года говорят 10–15 слов, понимают обращенную речь, пьют из чашки. Играют с игрушками, собирают кубики, бросают мяч.

В 2 года ходят по ступенькам, играют с мячом, прыгают, снимают одежду, пользуются ложкой и вилкой. В словарном запасе от 20 до 50 слов. Простые предложения из 2–3 слов, играют с другими детьми, показывают картинки, пользуются горшком.

Конечно, каждый ребенок индивидуален. Но если в 1,5 года ребенок не понимает обращенную речь, не откликается на имя, отстает в моторном и психоэмоциональном развитии — нужно обязательно проконсультироваться у детского невролога.

Именно в возрасте 2–3 года можно на раннем этапе выявить речевые и психологические нарушения и провести грамотную коррекцию.

С уважением, Оксана Михайловна Кольцова.