Ольга Леонидовна Кольцова
Психолог, Психоаналитик
- Ольга Владимировна Макарова: Психолог
История консультаций пользователя «Катерина»
Здравствуйте, Ольга Леонидовна! У меня вопрос по психосоматической природе запоров. Моей дочери 2,5 года. До недавнего времени у нее никогда не было проблем со стулом. После перенесенной болезни инфекционной, которая не сопровождалась поносом (была рвота и головная боль, боль в животе), у нее начались запоры. Мы пересмотрели ее рацион, в котором есть и курага, и изюм, и чернослив, и свекла, и другие продукты, которые способствуют расслаблению кишечника. Но ничего не помогает. Доча периодически ходит в туалет, но очень редко и очень туго, с большим трудом. Говорит, что неприятно пахнет. Мы никогда не ругали за то, что нужду справила в штанишки (это редко, но бывает), объясняем про запах (что в этом нет ничего страшного, что так у всех людей, показываем как пользоваться ароматизатором воздуха). Результата нет. Почему считаю, что это больше психосоматика? Потому что ранее никогда не было проблем, потому что это как раз тот возраст, в котором идет так называемый анальный период развития, ну и потому что с точки зрения здоровья физического мы ее проверяли и там все в порядке. Можете ли Вы нам помочь и чем мы можем помочь нашему ребенку?
Катерина, здравствуйте. К сожалению трудно дать точные рекомендации, не зная вас и не наблюдая ребенка. Потому, что причин психологического запора может быть множество. Но все же я поразмышляю на эту тему и постараюсь помочь Вам справиться.
Вы очень правильно сделали, что обследовали ребенка и пересмотрели рацион. Исключили физиологическую причину. Вы верно заметили, что ребенок сейчас находится в анальной фазе психического развития. А эта фаза характеризуется тем, что в этот период ребенок приобретает способность управлять процессами дефекации и мочеиспускания и открывает для себя возможность манипулирования как продуктами своей собственной деятельности, так и окружающими его людьми. Он начинает понимать, что может очищать свой кишечник не только тогда, когда его сажают на горшок, но и по своему собственному усмотрению, желанию. Он не только старается получить как можно больше удовольствия от акта освобождения кишечника, но и, вопреки воспитательным мерам окружающих его людей, стремится сохранить за собой право самоопределения в своем поведении и желании одарить своим подарком кого хочет и когда хочет.
Вывод: Постарайтесь не фиксировать внимание ребенка на проблеме. Не стройте жизнь вокруг того, сходила ли малышка на горшок или нет. Не спрашивайте ее постоянно об этом.
Итак, у ребенка естественная склонность к рассмотрению кала как собственной части тела и одаривания им дорогих людей. Однако под воздействием воспитания драгоценное достояние трансформируется в чувство отвращения к нему как к
И мы имеем дело со столкновением двух противоположных установок ребенка: его ориентации на удовлетворение физиологических потребностей, доставляющей ему удовольствие и необходимость выработки определенной тактики и стратегии поведения, связанного с положительными и отрицательными эмоциями взрослых на его действия. В результате столкновения между собой противоположных установок у ребенка могут возникнуть различного рода страхи, связанные с дефикацией.
Вывод: Страхи с ребенком необходимо отыгрывать. Придумайте
Когда в жизни девочка снова не захочет садиться на горшок, вы ей скажите: «А помнишь, как в сказке?» и напомните ей самой же ею придуманный способ решения проблемы.
Вы очень правильно делаете, что не ругаете и не наказываете дочь за проступки и неудачи в «горшечном деле»
Я желаю удачи вам и вашей дочери. Она обязательно найдет в себе силы пройти эту непростую фазу роста и перейти к следующей, а вы — мудрость и такт, чтобы помочь ей в этом) )
С уважением, Ольга Кольцова