Консультант Евгения Юрьевна Чульжанова

Евгения Юрьевна Чульжанова

Специалист по прикладному анализу поведения

История консультаций пользователя «Олеся»

Гиперактивность с дефицитом внимания. Сын боится подъезда, не можем выйти на улицу. Как помочь?

Добрый день, Евгения Юрьевна.
Сыну 4,7 г. Невролог поставила диагноз — гиперактивность с дефицитом внимания, психиатр — расстройство аутистического спектра. У нас возникла проблема: не можем выйти на улицу уже больше месяца. Сын панически боится подъезда. Готов выпрыгнуть в окно (4-й этаж), только бы не идти в подъезд. Один раз мы его насильно вывели на улицу. Я одевала его со скандалом. Потом муж на руках его вынес. Сын цеплялся за косяки, а потом крепко прижимался к мужу. На улице успокоился и спокойно играл-гулял. Возвращался домой тоже в страхе: в подъезде весь напрягся и быстро юркнул в свой коридорчик, оглядываясь по сторонам.

После этого выхода снова не соглашается гулять. Боится собак в подъезде, резко появляющихся людей.

До этого мы с удовольствием гуляли на улице (катались с горок и т. п. ), посещали детские библиотеки, ходили на занятия в художественную школу.

Добрый день, Олеся!
Для того, чтобы попытаться разобраться с таким поведением, нужно собрать больше информации. Попробовать вспомнить, какие изменения в жизни ребенка предшествовали появлению поведения. Бывают ли случаи, когда ребенок спокойно выходит в подъезд (например, связано ли это со звуками, светом в подъезде)? Повторяется ли поведение только дома или везде? Возникает ли подобное поведение в других ситуациях, не связанных с прогулками? В какой момент поведение начинается и в какой — заканчивается? В присутствии каких людей поведение сильнее и от чего вообще зависит интенсивность? Если речь развита в достаточной степени, то может ли ребенок ответить сам на вопрос — почему он не хочет выходить в подъезд?

Эти вопросы помогут Вам лучше понять, что происходит.

Я бы рекомендовала найти специалиста по прикладному анализу поведения, который составит Вам поведенческий план. Нужно собрать данные о поведении, совместно со специалистом оценить уровень развития ребенка, а затем специалист составит протокол по коррекции поведения, который Вы (и остальные члены семьи) будете применять. Работа по протоколу также требует сопровождения — семья регулярно собирает данные о том, что происходит, и на основе этих данных протокол может быть изменен, дополнен.

Дополнительные методы, которые можно использовать в работе с таким поведением, это видеомоделирование, социальные истории, визульное расписание.

Также традиционно рекомендую книжки на русском языке — с их помощью Вы сможете попробовать разобраться с этим поведением (и не только с ним)

Барбера, Расмуссен: Детский аутизм и вербально-поведенческий подход

Мелешкевич, Эрц: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения