Консультант Евгения Юрьевна Чульжанова

Евгения Юрьевна Чульжанова

Специалист по прикладному анализу поведения

История консультаций пользователя «Татьяна»

Подходит ли методика прикладного анализа поведения для работы с детьми без отклонений?

Здравствуйте!

Хочу спросить, подходит ли эта методика для работы с детьми без аутизма или каких-то явных отклонений (у врачей претензий нет) и до какого возраста? Девочке 3,5 года.

Смущает момент с внешним поощрением-стимулом. Меня родители так и воспитывали — быстро соберешься в садик — в награду маленькая конфетка, окончишь четверть на пятерки — будет денежка и т. д. С одной стороны, движение к такой цели очень организовывало, навыки и прочее — всё при мне. А иногда выливается в то, что я буду мыть полы (делать уроки и т. д. ), если только вы мне… Я не могу ничего делать для себя, просто потому что хочется или потому что надо, только за награду. Либо это должно быть поощрение извне, либо купленное себе же что-то вкусненькое. Во взрослой жизни это очень вредит. Когда так растили с малых лет, то уже даже осознавая проблему, очень сложно уменьшить её влияние на свою жизнь.

Сейчас как раз у дочери возраст, когда проще всего использовать метод поощрений, но я боюсь искалечить ей жизнь, когда она, став взрослой, в загруженной делами жизни из двух вариантов будет выбирать не тот, что ей просто по душе, а тот, где больше наградят.

Здравствуйте, Татьяна!
Я этот вопрос очень часто слышу от родителей. И вопрос этот непростой, конечно, потому что суть его в таком вопросе: а почему и зачем мы вообще что-то делаем?

Прикладной анализ поведения основывается на законах поведения, которые работают одинаково для любого живого организма, поэтому методы ABA могут быть применены не только к ребенку с аутизмом, но и к любому человеку.

Если говорить про работу с ребенком, специалисты ABA всегда в своих программах рассматривают переход от пищевых поощрений и игрушек к социальным, и стремятся выбрать такие графики подачи поощрения, которые позволили бы сделать это наиболее эффективно. Мы стараемся перейти к таким поощрениям, которые соответствуют возрасту, которые являются социально приемлемыми. Кстати, в школе хорошая оценка — это ведь тоже поощрение

Что касается взрослой жизни, так или иначе, чаще всего мы все получаем какое-то вознаграждение за свою работу: премию, оплачиваемый отпуск, социальное одобрение, привилегии. Есть еще так называемое внутреннее поощрение, когда, например, чувство радости, гордости за результат для человека является достаточным подкреплением для того, чтобы выполнить какую-то задачу.

Рекомендую еще посмотреть статью, в которой комментируются основные мифы, связанные с ABA — Развенчание мифов о прикладном анализе поведения. Там есть как раз отдельный миф, связанный с поощрениями — «Миф: ABA просто подкупает детей едой и игрушками».