Консультант Евгения Юрьевна Чульжанова

Евгения Юрьевна Чульжанова

Специалист по прикладному анализу поведения

История консультаций пользователя «Ирина»

В группе ребенок с синдромом дефицита внимания. Как научиться с ним взаимодействовать?

Здравствуйте, Евгения!
Я преподаю ритмику у детей 4–6 лет. В этом году у меня есть ученик 5 лет. Мама сразу предупредила, что как основной диагноз у него идет синдром дефицита внимания. До 4 лет не говорил, хотели ставить аутизм.

На сегодня мальчик довольно неплохо говорит, проблем с коммуникацией со сверстниками не вижу, понимает обращенную к нему речь, как мне кажется, вполне по возрасту.

Есть проблема с вниманием и вовлекаемостью в процесс. Игры, статика-динамика, смена положения стоя-лежа на занятиях есть.

В целом, группе интересно. мальчика же включить в процесс почти не удается. Аргументы: я не смогу, я не буду, я не хочу.

Любимый герой Дарт Вейдер из «Звездных войн». ребёнок может вдруг «выпасть» из процесса и пойти «убивать Обе ван Кеноби».

Этот же приём «выключения» он выбирает, если пытаюсь с ним просто побеседовать до или после урока, контакт глаза в глаза он не любит.

Могут ли как-то помочь в моей работе методики прикладного анализа поведения? И какие?

Здравствуйте, Ирина!
Да, методики прикладного анализа поведения могут помочь в такой ситуации. Можно попробовать понаблюдать, что именно для него являются сложностью (деятельность в группе?) после чего попробовать определить цель. Например, целью может быть совместная игра в группе в течение 10 минут, в течение которых ребенок не отвлекается на свои игры. Начать можно с 2 минут, или с посильного для ребенка периода, и постепенно увеличивать время до 10 минут

И, конечно, чтобы ребенок начал выполнять то, что нам нужно с удовольствием, нужно использовать поощрение.

Поощрение — то, что для ребенка имеет ценность. Самое первое, что приходит в голову, это использовать его же любимую тему «Звездные войны». Например, две минутки совместной игры в группе, а потом всем раздаются мечи, и все играют в любимую игру ребенка (если ему это по душе, конечно). Или выдавать ребенку в качестве приза фигурки или другие «артефакты», связанные с любимой темой

Хорошие статьи по поводу того, как развить мотивацию, есть на сайте фонда «Выход».